18 Февраля 2018
$56.36
70.65
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 26.03.2012

Балтийское небо летчика Никитина

Фотограф: Архив Вячеслава Воробьева

Уже в первые дни войны страна узнала о подвигах летчиков морской авиации Балтийского флота. 30 июня 1941 года близ Даугавпилса младший лейтенант Петр Игашев после успешного «огненного тарана» немецкого истребителя направил свой горящий самолет в скопление наземных войск врага. Так что нашему земляку старшему лейтенанту Николаю Никитину было с кого брать пример. И он не только учился у опытных летчиков, но и сам вскоре стал образцом для подражания.

Уже в первые дни войны страна узнала о подвигах летчиков морской авиации Балтийского флота. 30 июня 1941 года близ Даугавпилса младший лейтенант Петр Игашев после успешного «огненного тарана» немецкого истребителя направил свой горящий самолет в скопление наземных войск врага. Так что нашему земляку старшему лейтенанту Николаю Никитину было с кого брать пример. И он не только учился у опытных летчиков, но и сам вскоре стал образцом для подражания.

Николай Алексеевич Никитин родился 31 марта 1922 года в не существующей ныне деревеньке Камнище к северу от Торжка. Располагалась она в нешироком междуречье: с одной стороны Тверца, с другой – Осуга. Две древние водные дороги, идущие противоходом, приводили сюда людей и товары из Твери, Новгорода и селигерских земель. Это была одна из наиболее процветающих в торгово-хозяйственном отношении частей Новоторжского уезда.

Окончив семилетку, Николай переехал в Калинин, где несколько лет работал слесарем. В 1941 году он окончил Калининский аэроклуб, что вскоре пригодилось, когда его на следующий год призвали в армию. Николай окончил в 1943 году военно-морское авиационное училище в Саранске и с декабря этого года воевал в составе 35-го штурмового авиаполка ВВС Балтийского флота, получившего к этому времени боевое крещение в летней фронтовой операции под Ленинградом, бомбил врага на Синявинских высотах и у станции Мга.

В январе 1944 года Николай Алексеевич вместе с другими экипажами полка участвовал в полном снятии блокады Ленинграда. Он наносил бомбоштурмовые удары и поддерживал наземные войска в районе Ропши к юго-западу от города, а в феврале действовал в небе в районе Нарвы и над Балтийским морем.

Весной старшего лейтенанта Никитина с учетом его ярких успехов, в том числе потопления в одном из боев военного корабля и транспорта противника, включили в особый отряд топмачтовиков.
Расскажем подробнее об этой специфической технике нанесения бомбового удара. Дело в том, что эффективность применения бомбардировщиков при атаках надводных целей с большой высоты была небольшой из-за маневренности кораблей и их малых размеров. Пикирующих же бомбардировщиков у нас было совсем мало. Вот тогда в наших ВВС и стали применять испытанный уже противоборствующими сторонами на Средиземном море метод топмачтовой бомбардировки. Он заключался в том, что при достаточно высокой скорости самолета и низкой (15–40 м) высоте его полета во время сброса бомбы та рикошетировала от водной поверхности. Бомбы сбрасывались одиночно или залпом на удалении 250–300 м от цели. При малой высоте авиабомба падала на воду почти горизонтально, рикошетировала от нее на высоту до 8 м и попадала в цель. После этого самолет «перепрыгивал» цель и уходил из зоны действия вражеских ПВО. При топмачтовом бомбометании падение бомбы занимает всего 2–3 секунды, и увернуться от ее в отличие от торпеды было практически невозможно. Да и стоила бомба гораздо дешевле торпеды.

В Балтийском флоте первый удар с применением топмачтовиков Ил-2 был проведен 16 апреля 1944 года по конвою близ острова Азери у побережья Эстонии. Он оказался удачным, и в дальнейшем старший лейтенант Никитин не раз выводил на цель группы самолетов, выполнявших этот сложный и опасный боевой маневр, требовавший хладнокровия, смелости и точности. Той весной наш земляк трижды был награжден орденами Красного Знамени.

В конце мая 35-й авиаполк перелетел на аэродром Керстово близ устья Нарвы. В эти дни он был награжден орденом Красного Знамени. В августе–сентябре 1944 года штурмовики полка наносили удары по противнику в Финском заливе, по наземным целям под Нарвой и Тарту, по побережью и акватории Чудского озера. После освобождения Нарвы полк увеличил радиус своего действия. На самолеты подвешивали дополнительные топливные баки, и летчики, в том числе Никитин, стали совершать боевые вылеты, имея целью Таллин. В одном из таких вылетов Николай Никитин и Алексей Батиевский (Герой Советского Союза, писатель, историк, живет в Москве) 
прорвались в таллинский порт и, невзирая на мощный огневой заслон зенитных орудий, потопили вражеский сторожевой корабль и транспорт водоизмещением 5000 тонн. За этот бой Никитин был награжден четвертым орденом Красного Знамени.

После взятия нашими войсками городов Раквере, Таллина, Тарту и Пярну 35-й авиаполк перебазировался на эстонский аэродром Пярну и принял участие в боях за Моонзундский архипелаг. После их успешного завершения он забазировался на аэродроме на острове Эзель и до марта 1945 года вел разведку над Балтийским морем, осуществлял поиск и уничтожение подводных лодок.
Заместитель командира авиаэскадрильи старший лейтенант Николай Алексеевич Никитин совершил к январю 1945 года 108 боевых вылетов, участвовал в потоплении 7 сторожевых кораблей и 4 десантных барж противника. 6 марта 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

А через три дня газета «Летчик Балтики» писала о нем: «Действуя над линией фронта, он сам уничтожил три танка, более двадцати автомашин, взорвал двенадцать боескладов, тринадцать дзотов и землянок, подавил огонь двадцати двух зенитных орудий, истребив до трехсот гитлеровских солдат и офицеров». На изданном тогда большим тиражом плакате Политуправления Военно-морского флота СССР, посвященном нашему земляку, были и такие стихотворные строки:

В боевых его ударах
Хватка мастера видна.
На груди его недаром
Боевые ордена.
С каждым вылетом он множит
В наступательном бою
Славу нашей молодежи,
Славу громкую свою.

Слово «молодежь» здесь неслучайно и вполне уместно: Николаю Алексеевичу было той весной неполных 23 года.

Новые наступательные операции советских войск привели 35-й штурмовой авиаполк на аэродроме Эльбинг в Восточной Пруссии. Оттуда Никитин наносил бомбоштурмовые удары по Данцигу, Кенигсбергу и порту Хель. Последней его боевой операцией были вылеты на поддержку нашей десантной операции в Пиллау (нынешний город Балтийск Калининградской области – база Балтийского флота России). Его полк в это время был награжден орденом Ушакова 2-й степени.

После расформирования полка в 1947 году капитан Никитин демобилизовался, вернулся на свою малую родину и несколько лет работал летчиком-инструктором Калининского аэроклуба, а затем вплоть до 1963 года был пилотом Гражданского воздушного флота и летного отряда Министерства авиационной промышленности СССР.

До конца своих дней прославленный летчик не расстался с авиацией: после того как оставил небо, трудился комендантом аэродрома Мячково в Подмосковье, а затем начальником отдела в ОКБ В.М. Мясищева. 

16 сентября 1973 года он трагически погиб – был сбит на улице автомобилем, похоронен на Быковском мемориальном кладбище в городе авиаторов Жуковском. Информация в некоторых источниках о том, что он много лет жил на Сахалине и умер там в поселке Быково под Долинском, является вымыслом.
Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
225

Возврат к списку

Тверской регион взял РИФ
Вчера в Сочи завершился Российский инвестиционный форум (РИФ). Его основная тема в этом году – «Формируя образ будущего».
16.02.201821:15
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость