28 Марта 2017
$57.02
61.96
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура23.03.2012

Для дел хороших пристань

Фотограф: Наталья Зимина

Тверской областной Дом народного творчества и музейно-выставочный центр имени Лизы Чайкиной в рамках проекта «Самобытное искусство Тверской земли» продолжают знакомить жителей региона с творчеством художественных мастеров районов Верхневолжья. Шестая выставка проекта называется «Край Калязинский для дел хороших пристань».

Тверской областной Дом народного творчества и музейно-выставочный центр имени Лизы Чайкиной в рамках проекта «Самобытное искусство Тверской земли» продолжают знакомить жителей региона с творчеством художественных мастеров районов Верхневолжья. Шестая выставка проекта называется «Край Калязинский для дел хороших пристань».

Образ пристани здесь не случаен: сам Калязин и его окрестности тяготеют даже не к Волге, а к разливам водохранилища, и тема воды так или иначе присутствует в изрядной части выставленных работ. А их немало: около сотни мастеров выставили более пятисот творений, выполненных в различной технике и традициях, включая совершенно экзотические.

Выставки этого проекта позволяют не только оценить, но и выделить характерные именно для этой местности тенденции народной художественной культуры, или, как сейчас принято говорить, «тренды». Иногда они бывают неожиданными и никак не связанными с исторической традицией. Калязинская экспозиция, впрочем, основана как раз на сугубо традиционном местном промысле – кружевоплетении, которое автор экспозиции искусствовед Марина Волощенко искусно превратила в общий фон, создающий определенный контекст и связующий в единую композицию иногда вполне радикальные полеты мысли калязинских мастеров. Глава района Константин Ильин рассказал, что сейчас ведется работа по включению калязинского кружева, лишь немногим менее известного, чем вологодское, в реестр ЮНЕСКО, как оригинального культурного феномена, подлежащего обязательному изучению и сохранению.

Если калязинское кружево обозначило общий дух выставки, то ее вполне физическим воплощением стала знаменитая колокольня Никольского собора – безусловный и наиболее яркий образ города, известный всей России. В Калязине весь культурный контекст вращается вокруг этой доминанты – ее пишут, рисуют, вышивают, режут из дерева. Особенно отличились фотографы (а фотография с начала реализации проекта стала обязательной частью выставок), у которых снятая в разное время года, в разное время суток и с разных ракурсов колокольня не присутствует разве что на четверти выставленных снимков. «По-эму о колокольне» лишь немного разбавляют непременные цветы и несколько очень любопытных репортажных фотографий.

Еще один калязинский тренд – валенки. Собственно, в туристический сезон их можно обнаружить во всех сувенирных магазинах и палатках, особенно кучно размещенных на уходящей в Волгу старинной улице – той самой символической пристани. В экспозицию вошли «дизайнерские» валенки на любой вкус: и с традиционной вышивкой, и с модернистской аппликацией, и с сюжетными картинами, и даже совсем экзотические валенки, выполненные уже не в славянских, а в тюркских мотивах. Причем здесь представлены не только работы народных мастеров, но и промышленные изделия, так что тут речь идет уже не только о культуре, но и об экономике района.

На фоне освященных временем, пусть даже и видоизмененных традиций особенно рельефно выделяются всплески индивидуальной авторской мысли из серии «Нигде кроме как…». Здесь безусловным лидером по части оригинальности и остроумия стала Наталья Бардина из деревни Мицеево, выставившая серию прелестных котеек, умильностью взгляда напоминающих Кота в сапогах из мультфильма «Шрек». При ближайшем рассмотрении оказалось, что таким сугубо нетрадиционным образом художница расписала обычные болванки для матрешек. Причем матрешки – они ведь многослойные, так что внутри у кошки может обнаружиться целый выводок котят, а в недрах кота – мышка.

Наталья Бардина выстроила любопытную культурологическую параллель. Тут надо иметь в виду, что ставшая одним из русских символов матрешка происходит из Японии: традиционная японская кукла теперь уже привычной нам формы впервые появилась в Абрамцеве, где местные мастера быстро переиначили ее на русский лад. С другой стороны, в Японии существует не менее традиционная игрушка Манэкинеко – «Кошка, призывающая счастье». Хорошо известная в России кошка, помахивающая лапкой, пришла из легенды о храме Гото-кудзи, восходящей к 1615 году, и стала одним из характерных национальных символов.

На стыке традиций работает и резчик по дереву Александр Лапин. Судя по фотографиям, ему под силу изготовить сложнейшие объекты почти в утрированном стиле барокко, однако на выставке он показал выполненный в дереве орнамент, восходящий к «странным картинам» Мориса Эшера. Другой калязинский мастер – Евгений Комлев, напротив, предпочел следовать за природой: в качестве материала он использует капы и сувели – наросты на деревьях, своей формой и текстурой фактически диктующие мастеру специфику изделия.

Тему воды интересно реализовала в панно из ткани Любовь Емелина. Крупные куски тканей, подобранные в соответствии с цветом и рисунком, задрапированные свободными складками и скрепленные крупными бусами, при ближайшем рассмотрении выглядят почти грубо. Но с расстояния они удивительным образом сливаются в единую живую структуру, похожую на колеблющуюся водную поверх-ность.

Помимо стилистических встречаются в творчестве калязинских мастеров и географические параллели. Так, Алексей Лельчук из села Нерль выставил коллекцию весьма элегантной чернолощеной «дымной» керамики. В нашей области она встречается достаточно редко, а вот в соседней Ярославской это настоящий региональный символ. Собственно, Нерль – это где-то уже на границе областей, так что выбор именно такой техники представляется вполне естественным.
Экспозиция, впрочем, не исчерпывается декоративно-прикладным искусством, в нее вошли и живописные полотна – от трогательных «наивных» композиций до профессиональных работ Михаила Стоячко и Юрия Саломахина. Тут стоит заметить, что высокий художественный уровень выставки в целом объясняется очень просто: в Калязине давно существует крепкая художественная среда, основанная на соответствующем классическом обучении. Калязин – единственный районный центр в области, где наряду с другими учреждениями дополнительного образования существует художественная школа, руководит которой как раз Михаил Стоячко.
Автор: Наталья ЗИМИНА
170

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию