14 Декабря 2017
$59.14
69.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 20.03.2012

Учить самолеты летать

В сложнейшее для нашей страны время, в 1942 году, в город Куйбышев, нынешнюю Самару, были эвакуированы около 30 предприятий и организаций авиационной промышленности. В Куйбышеве организовали производство штурмовика Ил-2 — самого массового самолета Второй мировой войны.

В сложнейшее для нашей страны время, в 1942 году, в город Куйбышев, нынешнюю Самару, были эвакуированы около 30 предприятий и организаций авиационной промышленности. 

В Куйбышеве организовали производство штурмовика Ил-2 — самого массового самолета Второй мировой войны. И если фронту требовались самолёты, то заводам — инженеры. Именно тогда здесь и открылся авиационный институт, нынешним преемником которого является Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева. Занятия начались в октябре 1942 года, а через два года уже был осуществлен первый выпуск специалистов.

В числе первых преподавателей были крупные ученые, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов. Среди них — будущий вице-президент Академии наук СССР Михаил Дмитриевич Миллионщиков, профессора Крейн, Сойфер, Резников, Разумихин и другие. Они оказали неоценимую помощь не только в подготовке специалистов, но и в создании и внедрении новых конструкторских разработок, технологий и в организации производства.

Более 30 лет работал в этом известном вузе профессор Михаил Иванович Разумихин, внеся существенный вклад в становление и развитие кафедры производства самолётов, факультета самолетостроения и института в целом.

Михаил Иванович родился 1 февраля 1897 года в городе Осташкове Тверской губернии. Четырнадцатилетним подростком он переехал вместе с семьёй в Анапу, где в 1917 году окончил гимназию. Трудовую деятельность начал в местном городском театре, где работал суфлером и электромонтёром. Михаил стал студентом довольно поздно и не вполне обычным образом: в 1923 году окружное правление Союза работников коммунального хозяйства за образцовую работу по восстановлению разрушенной сильной бурей электростанции дало монтеру Разумихину путевку в Донской политехнический институт, находившийся в городе Новочеркасске. Через четыре года он стал одним из двух первых выпускников авиационного отделения этого вуза. Получив квалификацию инженера-механика, Михаил Иванович переехал в Таганрог и поступил на авиационный завод. Уже через три года он стал начальником сборочного цеха, а параллельно преподавал в авиационном техникуме. 

В 1933 году его перевели в Москву — начальником планово-производственного отдела авиационного завода № 84. А уже в следующем году он вырулил на главную в своей жизни взлётную полосу: перешел на работу в Московский авиационный институт (МАИ) на кафедру технологии самолетостроения. Здесь перед самой войной Разумихин защитил кандидатскую диссертацию по технологии штамповки и вытяжки применяемых в самолетостроении листовых металлов. Именно в эти годы он почувствовал в себе талант педагога и методиста, умеющего писать просто и кратко о сложном, отделять в учебных текстах существенное от второстепенного, эффективно использовать возможности иллюстрирования. В соавторстве с учеными МАИ он создал и опубликовал первые в нашей стране учебные пособия и учебники для авиационных вузов: «Основы производства самолётов» (1938) и «Основы проектирования самолетостроительных заводов и цехов» (1943).

В создаваемый в Куйбышеве авиационный институт он приехал из находившегося в эвакуации в Алма-Ате МАИ и возглавил кафедру производства самолетов. Михаил Иванович дал коллегам установку на то, что сам умел делать лучше многих: написание и издание столь нужных учебников. Заслуженные слова благодарности кафедре производства самолетов адресовались из разных производственных центров и вузов СССР за учебники «Общая сборка самолетов, «Заготовительно-штамповочные работы в самолетостроении», «Сборка узлов и агрегатов самолетов клепаной конструкции», «Технология самолетостроения».

Нестандартным, но эффективным решением было приглашение Разумихиным на рубеже 1950—1960-х годов для работы на кафедре специалистов с большим стажем работы в авиапромышленности и собственных выпускников с производственным опытом. Тяготевший к наглядности профессор Разумихин создал при кафедре большой кабинет-выставку технологических процессов в самолетостроении ведущих держав мира. По уровню постановки учебного процесса, по его методическому обеспечению кафедра производства самолетов (затем — производства летательных аппаратов) до сих пор остается одной из лучших в аэрокосмическом университете. 

Профессора университетов из регионов знают, как трудно, почти невозможно издать в столице свой вузовский учебник, как бы он ни был хорош. На личном счету Разумихина 6 таких общесоюзных учебников и учебных пособий для студентов.

Вскоре после войны, в очень ответственный период становления института, нашего земляка назначили деканом самолетостроительного факультета, и он оставался на этой должности около десяти лет. Студенты, их учеба, их судьбы были для Михаила Ивановича, пожалуй, даже важнее собственной научной работы, и молодежь это чувствовала и ценила.

Но и научную работу Разумихин никогда не оставлял. Основной тематикой для него являлись разработка и исследование прогрессивных технологических процессов штамповки листовых и трубчатых деталей в самолетостроении. Научным руководителем созданной им отраслевой лаборатории по этому направлению Разумихин был до 1971 года. Он глубоко разбирался в различных аспектах обработки материалов давлением, с давних пор имел и расширял научные связи с учеными вузов и НИИ авиационного профиля. Хозяйственные договоры с крупными предприятиями давали экономический эффект, исчисляемый сотнями тысяч полновесных советских рублей.

Коллеги и ученики вспоминают, что он был большим выдумщиком и фантазером, в зрелом возрасте участвовал в фестивалях «Студенческая весна», откликался на приглашения потолковать со студентами в общежитиях, писал материалы для институтской газеты «Полет». В 1967 году он опубликовал там большой очерк-репортаж… из будущего: как в 1992 году будет отмечаться 50-летие вуза. Очерк этот забавен и ироничен, видно, что это мечта, а не твёрдая уверенность. Но в чем наш земляк профессор Разумихин оказался прав, так это в том, что многие упомянутые им преподаватели и сотрудники института стали за следующую четверть века профессорами, действительными членами и членами-корреспондентами научных академий.

Автор: Михаил СЛАВИН
147

Возврат к списку

На решение жилищного вопроса молодых семей Тверской области направят 136 млн рублей
Уже почти два месяца в квартире пятиэтажного дома на улице Коробкова постоянно звучит звонкий детский смех. Иван и Анна Израйлевы и три их прелестные дочки обустраиваются на новом месте. 
13.12.201716:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость