07 Декабря 2016
$63.87
68.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись19.03.2012

В небе над Калининским фронтом

Фотограф: Архив Вячеслава Воробьева

Героями многих громких публикаций стали в 1937 году участники дрейфа ледовой станции «Северный полюс-1» Иван Папанин и члены экипажа Михаила Громова, совершившие перелет через Северный полюс в Америку. Прославляя отважных полярников и летчиков, люди гордились своей страной.

Героями многих громких публикаций стали в 1937 году участники дрейфа ледовой станции «Северный полюс-1» Иван Папанин и члены экипажа Михаила Громова, совершившие перелет через Северный полюс в Америку. Прославляя отважных полярников и летчиков, люди гордились своей страной.

Полет на туполевском детище АНТ-25 в самом деле был примером отчаянной храбрости экипажа в составе Михаила Громова, Андрея Юмашева и Сергея Данилина. До Северного полюса летели почти сутки, в Западном полушарии прошли над территорией Канады и взяли курс на Тихий океан. Долго летели вдоль побережья и приземлились в поле возле городка Сан-Джасинто. За 62 часа 17 минут самолет преодолел 10148 км, что являлось мировым рекордом. Экипаж был принят президентом Рузвельтом, наши летчики стали почетными гражданами Лос-Анджелеса.

1 сентября 1937 года Андрею Борисовичу Юмашеву за этот перелет было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» №54 ему вручили в 1939 году – после учреждения этого особого знака).

Герой родился 31 марта 1902 года в Петербурге, воевал в Гражданскую войну в Красной Армии. В 1922 году, оставив артиллерийскую стезю, он навсегда перешел в авиацию. Получив за короткое время три специальных летных образования, Юмашев стал летчиком-испытателем, вырос до командира эскадрильи, установил несколько мировых рекордов. После полета в Америку его назначили заместителем начальника летно-технической группы наркомата авиационной промышленности.

В самом начале 1942 года его назначили командиром переведенного из резерва в действующую армию 237-го истребительного авиаполка ВВС Калининского фронта. На этой должности Андрей Борисович находился меньше двух месяцев, но на этой завершающей стадии Московской битвы полк в составе 31-й смешанной авиадивизии очень активно действовал на самолетах ЯК-1 в небе над Ржевом, Оленином, Белым, Сычевкой и Старицей, участвовал в воздушных боях, помогая окруженной 39-й армии.

В феврале Андрей Юмашев был назначен заместителем командующего ВВС Калининского фронта. А командующим стал комбриг Михаил Громов, с которым Юмашев совершал в 1937 году перелет через Северный полюс. К концу Московской битвы в авиации фронта оставалось всего 96 боевых машин. Особым приказом наркома обороны Сталина был определен новый состав ВВС Калининского фронта и его армий, в соответствии с которым они усиливались полками различных родов авиации. Громову непосредственно подчинялись четыре авиаполка.

Летчики вели боевые действия в ходе Ржевской наступательной операции войск Калининского фронта против 9-й немецкой армии. Штаб ВВС находился северо-восточнее Калинина, в селе Кушалино.

16 мая на базе ВВС Калининского фронта приказом наркома обороны была создана 3-я воздушная армия. Ее командующим стал тверитянин генерал-майор Михаил Громов, а его заместителем – полковник Андрей Юмашев. Авторитет этих легендарных летчиков, являвшихся одними из первых Героев Советского Союза, был огромен и обеспечивался не только прежними заслугами, но и умелым командованием фронтовой авиацией в труднейший первый период Великой Отечественной войны. 3-я воздушная армия начала боевые действия в июле 1942 года в оборонительной операции в районе города Белого и продолжила их в Ржевско-Сычевской и Великолукской наступательных операциях.

В феврале 1943 года Юмашеву было присвоено генеральское звание, и он стал командиром 2-го истребительного авиакорпуса, а затем занимал высокие должности в системе ПВО и Главного управления боевой подготовки ВВС страны, участвовал в подготовке штурмов Кенигсберга и Берлина.

Неожиданный поворот приняла его судьба в послевоенное время. Андрей Борисович вышел в 1946 году по состоянию здоровья в отставку и, будучи одаренным живописцем, профессионально занялся художественным творчеством, был принят в Союз художников СССР. Еще в 1936 году он познакомился в советском посольстве в Париже с Робертом Фальком, а на следующий год, будучи уже Героем Советского Союза и депутатом Верховного Совета СССР, добился получения для вернувшегося на Родину гениального художника мастерской в Москве. Они стали близкими друзьями и совершили перед войной творческое турне по Крыму и Средней Азии. Знаменитый летчик читал лекции о своем перелете в Америку через Северный полюс, а в свободное от встреч и лекций время работал рядом с Фальком – писал портреты, а также исторические памятники Самарканда и Бухары.

Андрей Борисович много лет жил в Алупке, скончался в Москве 20 мая 1988 года. При жизни были организованы четыре персональные выставки его картин, а пятая состоялась в музее города Сан-Джасинто в США уже после смерти и была посвящена 50-летию перелета экипажа Громова–Юмашева–Данилина.

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
40

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию