29 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование15.03.2012

Чему учат в школе…

Фотограф: Илья Безручко

Психологи говорят, что образовательный цикл, который происходит в жизни каждого из нас (за редким исключением), проходит четыре стадии, заставляя четырежды переживать стресс. Первый – окончание детского сада и переход в первый класс. Второй – переход из начальной школы в среднюю...

Об этом дошколята из поселка Эммаус узнают на занятиях в группах кратковременного пребывания – «предшколке».

Психологи говорят, что образовательный цикл, который происходит в жизни каждого из нас (за редким исключением), проходит четыре стадии, заставляя четырежды переживать стресс. Первый – окончание детского сада и переход в первый класс. Второй – переход из начальной школы в среднюю. Третий – адаптация к высшему учебному заведению (или училищу, техникуму, колледжу). Четвертый – получение диплома и выход в жизнь, которую принято именовать взрослой. Понятно, что самый сильный стресс – первый. Ребенок, переступив порог школы, оказывается в новом микромире, где есть режим, требования, учебный план, конкуренция, правила поведения и многое другое. От того, насколько безболезненно пройдет процесс этой первой в жизни ребенка серьезной адаптации, зависит успех всех последующих десяти лет обучения. 

Кто-то скажет, что в детских садах обязаны готовить детей к школе, и именно с этой целью там даже существуют подготовительные группы. Но давайте посмотрим правде в глаза: одно дело – рассказывать детям о школе, и совсем другое – вводить их в школьный мир. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Именно поэтому в поселке Эммаус, где в детском саду существует подготовительная группа, многие родители тем не менее предпочитают отдавать своих чад в группы кратковременного пребывания при школе. Об этих группах мы и хотим сегодня рассказать поподробнее. 

Начнем с одного интересного факта. Эммаус – небольшой поселок, местная школа – не какая-нибудь крутая гимназия, не элитный лицей. Но год назад именно она стала площадкой для конференции, посвященной вопросам дошкольного образования. Потому что именно здесь, на наш взгляд, педагогам удалось отнестись к этим вопросам не формально, а с душой и полной самоотдачей. Результат налицо: «дошколку» в Эммаусе посещают 26 человек. И ходят дети на вечерние занятия не из-под палки, не под давлением родителей, а с великим желанием. 

Мастер-класс от педагога

Секрет популярности «дошколки» в Эммаусе прост. Во-первых, в местной школе была разработана своя авторская программа подготовки к первому классу. Ее автор – завуч школы Наталья Ивановна Олонцева. Программа прошла апробацию, в ней, по мнению экспертов (а также педагогов и самих детей), важная учебная информация удачно сочетается с игровыми элементами. Дети учатся, играя – и на уроках не устают, и не скучают. Второе – во многих общеобразовательных учреждениях дошкольным учреждениям выделяют неуютные закутки или дети занимаются вечером в обычных классах, опустевших после уроков. Своего пространства у дошколят обычно нет. А в Эммаусской школе рассудили иначе – «предшколке» выделили отдельный класс. Отремонтировали, купили новую мебель, технику, обустроили игровой уголок – и получился не класс, а уютная просторная комната – «детская». Но, как положено, с партами и школьной доской. Здесь все соответствует стандартам, предъявляемым к современному образованию: есть интерактивное оборудование, новый компьютер, на окнах – цветы. В игровом уголке – специальная стенка, в которой помещаются и игрушки, и книжки. В клетке – живой кролик (общение детей с природой!). Ушедший год, как известно, был Годом Кролика – и в прошлом декабре дошколята проводили флэш-моб. Предлагали школьникам сфотографироваться с символом наступающего года в обмен на морковку для питомца-любимца. 

Третья составляющая секрета популярности – это, конечно, работа педагога начальных классов Татьяны Александровны Галашан. За «предшколку» она взялась с энтузиазмом. Татьяна Александровна, рассказывает директор Эммаус¬ской школы, 16 лет отработала в школе-интернате для детей-сирот: «Мы знали, какого уровня этот педагог, потому обрадовались, когда два года назад уговорили Татьяну Александровну влиться в наш коллектив». 

Татьяна Галашан выиграла окружной и районной конкурс «Весенний перезвон». На фестивале педагогических идей и инноваций с применением ИКТ стала победителем в номинации «Учебные предметы с разработкой урока технологии в 1-м классе». Она автор статей об активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках. В «Школе будущего первоклассника» Татьяна Галашан учит детей грамоте, математике, знакомит дошколят с окружающим миром. И делает это креативно, изобретательно и с любовью. Комфортным и уютным класс стал в том числе благодаря ей. Девиз Татьяны Галашан – «Дорогу осилит идущий», она из тех педагогов, который чувствует себя учителем 24 часа в сутки, а не с 9.00 до 18.00. 

В мире творчества

А еще Татьяну Александровну отличает скромность – качество настоящего учителя. Мы прибыли в эммаусскую «Школу первоклассника» за несколько минут до звонка на урок, попросили педагога рассказать о себе, но Татьяна Галашан начала беседу с добрых слов в адрес коллег. Оказалось, раньше «предшколка» работала только три месяца, но по просьбам родителей и инициативе самих педагогов ее решили сделать круглогодичной. Занятия проходят два раза в неделю. Уроки ведут четыре учителя: основные предметы – Татьяна Александровна, ИЗО, музыку, физкультуру – другие педагоги. Именно к ним придут учиться в первый класс нынешние дошколята. И это изюминка в процессе адаптации, которую предлагают будущим первоклашкам в Эммаусской школе. На руку это и самим учителям начальных классов – они заранее узнают особенности характера, способности своих будущих учеников.

– К нам начали ходить даже пятилетки, которые отправятся в первый класс только через два года, – услышали от других детей, как интересно в школе, – рассказывает Татьяна Галашан. И не устает хвалить своих подопечных: на родительских собраниях (здесь они тоже есть – ведь дети участвуют в школьной жизни) отмечает: дошколята очень быстро привыкают к новому режиму. Не бегают по коридорам, не срывают уроки, они крайне заинтересованы и дисциплинированны. 

Мы, честно говоря, сначала не поверили: дети есть дети. Неужели не бегают, не прыгают, а прилежно сидят за партами? Но вот в класс уже заходит группа. Все, как один, здороваются. Аккуратно выкладывают принадлежности на парты. Татьяна Галашан берет в руки колокольчик, дает звонок на урок (это школа, не забываем!). На наших глазах дошколята превращаются в слух – на нас, корреспондентов, не обращают ни малейшего внимания. Они смотрят на доску – на магнитную азбуку. Начинается игра – к нашему удивлению, дети пяти и шести лет от роду с легкостью определяют гласные и согласные звуки. Считают, рисуют и поют. И в отличие от многих «недорослей»–старшеклассников делают это с нескрываемым удовольствием. 

– Хочешь в первый класс? – спрашиваем мы у юркого мальчугана, который на уроке чаще других тянул руку. 

– Очень. В детском саду не так интересно, как в школе, – отвечает он с достоинством.

К первому классу этот мальчуган явно адаптирован.

Автор: Юлия ОВСЯННИКОВА
9

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию