26 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
История13.03.2012

Патриарх-новоторжец

Фотограф: Архив Вячеслава Воробьева

Мы обычно связываем с тверской землей имена двух патриархов — Иова (Старица) и Тихона (Торопец). Действительно, это великие и святые имена в истории русской церкви и русской истории. Но есть и еще одно имя — Иоасаф II, седьмой патриарх Московский и всея Руси.

Мы обычно связываем с тверской землей имена двух патриархов — Иова (Старица) и Тихона (Торопец). Действительно, это великие и святые имена в истории русской церкви и русской истории. Но есть и еще одно имя — Иоасаф II, седьмой патриарх Московский и всея Руси. Прозвание «Новоторжец», кажется, не оставляет сомнений в его происхождении. Так он поименован, в частности, в известном труде Павла Михайловича Строева «Списки иерархов и настоятелей Российской церкви». В крайнем случае, историки писали слегка уклончиво: «родом из Тверской земли». 

Предполагается, что монашеский постриг он принял в Новоторжском Борисоглебском монастыре и с некоторого времени до 1647 года был в нем настоятелем. Затем Иоасаф подвизался в Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре, и монастырский старец Варсонофий от имени братии бил в Москве челом о поставлении его в игумены. Просьба была удовлетворена, и в течение последующих семи лет Иоасаф стоял во главе этой почитаемой и некогда богатой обители. Его имя сохранилось в синодике монастыря. Известно, что обитель была разорена поляками в Смутное время и с 1616 года поднималась из руин в течение нескольких десятилетий. Иоасаф продолжил дело своих предшественников. Именно при нем была восстановлена стоявшая с разоренными престолами Вознесенская церковь. Установлено, что в 1654 году Иоасаф просил у царя Алексея Михайловича, чтобы в пользу монастыря оставалась сумма за право сбора таможенных пошлин при проведении ежегодной крупной торговой ярмарки в соседнем селе Спас-на-Холму (нынешний город Красный Холм). Прежде эта очень значительная сумма шла в правительственный Приказ большого прихода. Царь решил вопрос положительно, что позволило монастырю получать немалые дополнительные средства на нужды восстановления обители.

Учитывая, что на момент вступления на патриарший престол в 1667 году он был, по свидетельству современников, глубоким старцем, Иоасаф, видимо, жил и служил в тверской земле в общей сложности около полувека, то есть три четверти своего земного пути. Впрочем, точная дата его рождения не установлена.

С 1654 года в его судьбе начались решающие перемены. Патриарх Никон перевел Иоасафа в архимандриты Владимирского Рождественского монастыря, а уже через два года назначил архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой лавры. На этот период его жизни и служения приходится знакомство и сближение с царем Алексеем Михайловичем. Во время русско-польской войны архимандрит вместе с монахами истово молился о победе и обратил на себя внимание русского монарха благодаря ниспосланному московскому войску чуду в виде крупной победы в сентябре 1661 года над неприятелем после трехдневного поста и молитв троицкой братии. Царь в особом послании писал архимандриту Иоасафу, что эта победа была дарована от Бога «вашего ради святого и целомудренного поста... предстательством великого и славного, предивного и скорого помощника Сергия Чудотворца, на самый праздник его святой».

В должности архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой лавры Иоасаф принимал участие в так называемом Большом Московском соборе 1666—1667 годов и в соборном суде над патриархом Никоном. После этого по желанию царя Алексея Михайловича и при участии Александрийского патриарха Паисия и Антиохийского патриарха Макария, а также двенадцати зарубежных и семнадцати русских архиереев он был избран 10 февраля 1667 года патриархом Московским и всея Руси. Патриархи Антиохийский и Александрийский написали в специальной грамоте, что он «муж достойный, незлобивый, премудрый и святой». Вступление Иоасафа на патриарший престол было отмечено «Приветствием новоизбранному патриарху» Симеона Полоцкого, которое поэт включил в «Рифмологион». А вот прежний патриарх Никон в своей ссылке в далеком Ферапонтовом монастыре, узнав об избрании Иоасафа, иронично отозвался об этом: «И то непрямой патриарх».

Большой Московский собор осудил самого патриарха Никона, некоторые его распоряжения и действия, решил вопрос о рукоположенных Никоном ставленниках, о монастырях его строения, но не осудил важнейшего из его деяний — исправления церковных книг. Напротив, он вполне одобрил и утвердил для всеобщего употребления исправленные по его распоряжению и напечатанные книги, а осудил тех, кто не хотел принимать этих книг и хулил из-за них церковь, отказывался повиноваться ей и самовольно отделялся от нее. Став патриархом, Иоасаф II, насколько мог, заботился о приведении в исполнение соборных постановлений. 

Многие историки сходятся во мнении, что царь отдал ему предпочтение перед другими, как ни парадоксально, именно потому, что Иоасаф был «тогда в глубочайшей старости и недузех повседневных». То есть, считают они, Алексей Михайлович не хотел видеть во главе Русской Православной Церкви столь же деятельного и независимого человека, каким был только что низложенный патриарх Никон. Ожидания эти оправдались лишь отчасти.

Большой Московский собор длился еще несколько месяцев, и в мае 1667 года под председательством патриарха Иоасафа II состоялось заключительное заседание, где была изречена анафема на старообрядцев. Они предавались так называемому «градскому суду» — государственному уголовному преследованию. Вскоре были изданы первые полемические сочинения против «раскольников»: «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления». Автором последнего являлся общественный и церковный деятель, писатель, публицист, педагог и переводчик монах Симеон Полоцкий. 

Анализ деятельности Иоасафа II за пять лет его патриаршества не позволяет разделить распространенное мнение о его немощности, несамостоятельности и едва ли не бездеятельности. Кроме названных выше изданий в это время из Печатного двора вышли «Большой катехизис» и «Малый катехизис», «Триодь цветная» и « Триодь постная», «Поучения» преподобного Ефрема Сирина, три издания «Служебника», «Богослужебное Евангелие», сборник «Архиерейский Чиновник», «Чин освящения антиминса», «Следованная Псалтырь», «Поучение святительское к новопоставленному иерею», «Апостол», «Требник» и некоторые другие книги. 

Весьма жестко и последовательно вел престарелый патриарх политику в отношении священников, придерживавшихся дониконовских обрядов: он лишал их мест и предавал в руки гражданских властей. Документы показывают, что церковным преследованиям подвергались даже женщины-просвирни, которые пекли просфоры с восьмиконечным крестом: в наказание их рассылали по дальним монастырям. При этом патриарх Иоасаф подробно объяснил смысл постановлений Большого Московского собора о старых обрядах в специальном сочинении, разосланном всем священникам Русской Православной Церкви. Репрессивные меры шли от имени патриарха, но осуществлялись на практике государственными властями и их представителями на местах. Одна из трагичных страниц русской истории XVII века — многолетняя (1667—1676) осада царскими войсками Соловецкого монастыря и последующая жестокая расправа над зачинщиками Соловецкого бунта.

Обращаясь к деятельности патриарха, видишь, что он умел выделить в сонме вопросов самые главные, принципиально важные и добиться доведения действий и решений до задуманного результата. Понимая необходимость правильного иконописания, Иоасаф составил вместе с патриархами Паисием и Макарием и издал в виде грамоты «Выписку от Божих писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оные». Она стала и руководством к иконописанию, и документом, позволяющим на ее основании выявлять отступников и вольнодумцев. В частности, сам патриарх строго призвал к соблюдению канона знаменитейшего из современных ему иконописцев Симона Ушакова, допускавшего светские трактовки образов.

Со времени Иоасафа II во всех русских храмах в обязательном порядке было восстановлено давно угасавшее живое проповедническое слово. Важен его указ, который запрещал признавать нетленные человеческие останки святыми мощами без их достоверного освидетельствования со стороны церковных властей. Патриарх обратил внимание и на то, что священнослужители носят очень разные одеяния, и предписал им впредь одеваться строго единообразно. Он не благословил священнослужителей присутствовать на свадьбах, если в них участвовали скоморохи и практиковались непристойные увеселения. Всем жителям страны Иоасаф II запретил работать, торговать и посещать суды в дни больших церковных праздников. Согласитесь: уже перечисленного вполне достаточно, чтобы поразиться системности, последовательности и интенсивности его действий.

Новый патриарх успел также частично исполнить постановление Собора об учреждении епархий на вновь присоединенных территориях Российского государства. Он организовал Белгородскую митрополию, и под духовное окормление белгородских архиереев была передана Слободская Украина с казачьими полками и поселениями государевых стрельцов. При Иоасафе II было решено учредить епископские кафедры в Ржеве, на Белоозере, в Вятке и Дмитрове, а также архиепископские кафедры в Архангельске, Нижнем Новгороде и Великом Устюге, что произошло уже после его кончины.

Еще более весомой оказалась деятельность патриарха в поддержку миссионеров, распространявших слово Божие до островов Новой Земли на Крайнем Севере и до Даурии на Дальнем Востоке. Так, на Амуре, близ границы с Китаем, в 1671 году был основан Спасский монастырь.

До последних дней Иоасаф II не порывал связей с малой родиной. Известно, что в 1669—1670 годах по его указу в Новоторжском Борисоглебском монастыре была построена церковь Введения во храм Богоматери, а в 1671 году он пожаловал в монастырь ковер для проведения настоятелем церковных служб. 

Патриарх Иоасаф II скончался 17 февраля 1672 года и погребен в Успенском соборе Московского Кремля — у западной стены, рядом с ракой святого патриарха Гермогена. Перед кончиной он написал прощальную грамоту, в которой оставлял всем мир, прощение и благословение.

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
34

Возврат к списку

Сегодня столица Верхневолжья отмечает 882-й день рождения
Атмосфера большого праздника витает в воздухе с самого раннего утра. К полудню к городским площадкам, задействованным в торжествах, начали стекаться горожане и гости областной столицы. На Театральной площади развернулся фестиваль ретро-автомобилей и выставка «АвтоСТОП: 20 лет вместе».
24.06.201720:23
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость