27 Июля 2017
$59.91
69.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура02.03.2012

«Новый рай» для художника

Фотограф: www.zvetofor.ru

Сведения о пребывании Константина Коровина в Вышневолоцком уезде Тверской губернии в одну книгу собрал известный краевед Дмитрий Подушков. Недавно новое краеведческое издание презентовали в областной библиотеке имени А.М. Горького, причем в антураже выставки репродукций работ художника.

Сведения о пребывании Константина Коровина в Вышневолоцком уезде Тверской губернии в одну книгу собрал известный краевед Дмитрий Подушков. Недавно новое краеведческое издание презентовали в областной библиотеке имени А.М. Горького, причем в антураже выставки репродукций работ художника.

В декабре прошлого года со дня рождения Константина Алексеевича Коровина (1861–1939) исполнилось 150 лет, так что выпуск этой обобщающей книги стал данью памяти выдающегося русского мастера, живописца, театрального художника и педагога. В сборник включены очерки, рассказы-воспоминания самого Коровина о жизни в Вышнем Волочке в 1870-е годы и Островно в 1920-х годах, все известные в настоящее время в печати письма живописца, а также список картин, написанных в селе Островно, и репродукции некоторых работ, которые дают представление об исканиях художника в этот период. Вообще автор книги признается, что самым сложным в ходе исследования жизни Коровина на удомельской земле стал вопрос о временных границах. К сожалению, точных указаний на даты приезда-отъезда не сохранилось. Сам Коровин, оставивший обширные воспоминания, и его спутники, также писавшие мемуары, не очень следили за хронологией, поэтому пришлось делать предположения на основе косвенных свидетельств в имеющейся литературе. Чтобы установить хронологические рамки, Дмитрий Подушков привлекает рассказ художника «Моя жизнь», где Коровин описывает одно из первых своих посещений Вышнего Волочка. Там, в частности, говорится: «К весне я и мать поехали к бабушке моей, Екатерине Ивановне, в Вышний Волочек… Летом я всегда уходил к Дубинину (Василий Иванович, вышневолоцкий охотник. – Е.П.) и ходил с ним на охоту. Купался в реке, промокал под дождем, и эта жизнь охотника сделала то, что я скоро вырос и уже на двенадцатом году был крепкий и выносливый».

Из этого отрывка понятно, что Коровин вспоминает себя одиннадцатилетнего. Приезды в Вышний Волочек восхитили его, и в своих мемуарах он отзывается о городе только восторженно, называет его «новым раем», «чудесным городом». Проанализировав источники, Дмитрий Подушков не без основания пишет о большой роли, которую сыграл Вышний Волочек в жизни художника. «Мы с полным правом можем утверждать: рождение Коровина-художника произошло именно здесь», – считает исследователь. А вот как писал об этом сам Коровин: «У меня появилось новое увлечение. На больших картонах красками, которые я купил в порошках в москательной лавке в Вышнем Волочке, с гуммиарабиком и водой, писать картины мест и настроений, которые я встречал в бесконечных хождениях с Дубининым по лесам, трущобам, рекам, кругом озера. Костры, стога, сарай – писать от себя, не с натуры. Ночи, бесконечные берега… И странно, почему-то нравилось все изображать тоскливо, печально, унылое настроение».

В тревожные послереволюционные годы Вышневолоцкий уезд (с 1929 года – территория Удомельского района) для Коровина и его семьи станет бухтой спасения от потрясений. В 1918–1920 годах он живет в Островно, в усадьбе Ушаковых, где жил и работал Левитан, где останавливались Бялыницкий-Бируля, Моравов, Степанов, Жуковский, где жил Богданов-Бельский. Вместе с этими художниками Коровин вел занятия в Свободных государственных художественных мастерских для крестьянских детей на даче «Чайка». В шести километрах от Островно. И, конечно, писал картины. Дмитрий Подушков составил примерный список работ, созданных мастером в Островно, по крупицам собирая указания и свидетельства. Часть из этих работ можно увидеть в книге.

Тридцать четыре копии коровинских картин сейчас выставлены в зале искусств горьковской библиотеки. Вместе эти работы вряд ли вообще можно увидеть – часть из них находится в частных коллекциях, часть – в собрании Башкирского художественного музея, Астраханской картинной галереи, Нижегородского и Ярославского художественных музеев и многих других хранилищах. Эту выставку можно счесть очень большой удачей. Тем более что копии, выполненные Центром духовной культуры города Самары, достаточно высокого качества. Как рассказал «ТЖ» представитель Тверского отделения Фонда мира Сергей Медведев, копии были сделаны бесплатно. В течение года они будут экспонироваться в Тверской области – репродукции уже были показаны в Вышнем Волочке, после того как выставка в зале искусств закроется, ее смогут увидеть и в других районах. Интересно, что в процессе исполнения копии самарским специалистам разрешали вынимать холсты из рам. Часть холста, спрятанная под рамой, сохранила чистые коровинские цвета, которые были «перенесены» на потемневшее от времени основное пространство картин. Так что и Гурзуф, и Париж, и Москва предстают на репродукциях яркими, почти такими же, какими и писал их Константин Коровин.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
204

Возврат к списку

«Тверская Жизнь» узнала, как проводят лето дети
Лето диктует свои правила жизни. Хочется гулять по лесу, купаться, пить холодный квас, путешествовать, да и просто бездельничать. Поэтому именно в это время года люди берут отпуска, а у детей – каникулы. У взрослых, конечно, время отдыха пролетает гораздо быстрее.
26.07.201719:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость