24 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика31.03.2010

Территориальный маркетинг как философия развития

Изюминка территории – козырная карта пополнения местного бюджета

Швейцарские часы, французский парфюм, баварское пиво, венецианское стекло, вологодское кружево… Известные бренды, подумает, услышав эти словосочетания, обычный потребитель.

Изюминка территории – козырная карта пополнения местного бюджета

Швейцарские часы, французский парфюм, баварское пиво, венецианское стекло, вологодское кружево… Известные бренды, подумает, услышав эти словосочетания, обычный потребитель. Все это примеры успешного территориального маркетинга, скажут специалисты в этой области. Действительно, названия многих территорий давно сами по себе стали брендами, на которые ориентируются покупатели. Да и не только покупатели: к примеру, и в туристическом бизнесе, и в предпринимательской и инвестиционной деятельности, и при выборе места обучения решения во многом определяются характеристиками страны, территории возможной активности. Добиться такого автоматического узнавания своей страны, региона, города – одна из основных задач властей территорий, претендующих на опережающее развитие. Как территориальный маркетинг может помочь в решении этой задачи? Свой вариант ответа на этот вопрос предлагает Тверской региональный ресурсный центр (ГУ «Тверской РРЦ») Президентской программы. Слово – директору РРЦ Нелли ЦВЕТКОВОЙ:
– Что такое территориальный маркетинг? Это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, то есть отдельных районов, населенных пунктов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория.
Если регион намерен развиваться, то получать необходимые для этого ресурсы ему придется на глобальном экономическом уровне. А это значит, что регион неизбежно должен подавать и продавать себя как площадку и как инструмент для запуска и реализации наиболее перспективных проектов. Современный регион интересен как территория, куда выгодно вкладывать инвестиции, где очевидны перспективы для тех, кто планирует туда переезжать, жить и вести бизнес.
Осознание этого должно встать во главу угла при разработке стратегии социально-экономического развития региона и муниципальных образований.
Концепция территориального маркетинга определяет территорию как своеобразный товар – объект рыночных отношений. Субъектами этих отношений являются потребители (предприятия, население, инвесторы) и органы местного самоуправления, выражающие интересы местного сообщества и являющиеся продавцом этого товара. В его продаже на максимально выгодных условиях, а следовательно, в социально-экономическом развитии территории, заинтересованы и власти, и бизнес-сообщество, и местные жители. При этом надо иметь в виду, что это поле достаточно конкурентно. Регионы страны борются между собой за квалифицированную рабочую силу, прибыльные предприятия, привлечение инвестиций в регион и т.д. И в этом плане умелый территориальный маркетинг обеспечивает конкурентное преимущество за счет повышения имиджа и инвестиционной привлекательности региона. Со своей стороны наш ресурсный центр готов оказать муниципалитетам помощь в освоении этого перспективного инструмента развития территории.
Рассказывает член Тверской ассоциации выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров, руководитель центра маркетинговых  исследований и коммуникаций «Goodwill» Елена МИНЕНКО:
– В мировой практике маркетинг территорий – прием, давно испытанный. Примеров тому масса. Это и остров Ибица – молодежная мекка последних десятилетий, и известный всем Казантип с его креативными решениями. И российские города и веси все активнее берут пример с лидеров.  Взять хотя бы город Мышкин в соседней Ярославской области, где на каждого жителя города приходится по 15 туристов, – и все благодаря мыши, ставшей его брендом! Изюминка территории – вот козырная карта пополнения местного бюджета! Изюминка нашей Тверской области – озеро Селигер. В течение года селигерский край посещают более 400 тысяч человек, что, несомненно, подтверждает высокий потенциал развития этой территории. Но пока только потенциал, который еще надо суметь сполна использовать.
А это в свою очередь задача отнюдь не только для властей. Только на самый первый, поверхностный взгляд бизнесмену может показаться, что маркетинговая стратегия территории не имеет отношения к его бизнесу. Каждый банкир, как и инвестор, знает: рейтинг любого банка не может быть выше банковского рейтинга страны, в которой расположен этот банк. Продавцы постоянно ощущают в своей работе неоднозначные воздействия так называемого эффекта страны происхождения товара. Информация о том, где изготовлен товар – в какой стране или конкретном городе, служит стимулом, на основании которого потребители делают заключения относительно общей оценки качества товара, обслуживания или определения атрибутов изделия, принимают решения о покупках. Таким образом, налицо прямая связь между долгосрочным успехом предпринимательской деятельности и степенью активности территорий в разработке и реализации маркетинговой стратегии. Также принципиально, какова направленность и содержание этих стратегий. Социально-экономическое развитие муниципальных образований напрямую зависит от эффективности использования имеющихся на их территории ресурсов, иначе говоря, от местного ресурсного потенциала.
На современном этапе развития экономики Тверской области территориальный маркетинг имеет первостепенную важность. В рыночных условиях для эффективного управления развитием муниципального образования важно иметь видение его желаемого состояния и предпочтительные пути развития. Цель территориального развития состоит в укреплении производственного потенциала муниципалитета как необходимого условия и источника решения социальных проблем, фактора снижения социальной напряженности. В этом смысле местным органам власти при разработке стратегии маркетинга территории необходимо делать основной акцент на повышение деловой активности и улучшение инвестиционного климата территории.
Маркетинговая ориентация для муниципальной сферы представляет совокупность информационных, организационных, плановых и контрольных элементов, обеспечивающих взаимосвязь конкретного города с рынком. Как инновационный элемент для муниципальной сферы, она позволит определить специфические особенности территории, то есть ту самую изюминку, с помощью которых муниципальное образование обретет конкурентное преимущество. А также выявить приоритетные целевые рынки (сегменты), использовать наряду со стратегическим планированием и другой метод — качественно ориентированный подход.
Базисом для разработки стратегии и формирования стратегического управления использованием ресурсного потенциала территории служат основные положения стратегии социально-экономического развития муниципального образования в целом, в соответствии с которыми разрабатываются и формируются направления использования ресурсного потенциала. Разработка комплексной программы развития территории с предварительным исследованием ее ресурсов, возможностей, рисков и перспектив, с определением показателей результативности – это современный дейст-
венный инструмент выживания, развития и процветания региона.
В конце апреля в Твери состоится межрегиональная конференция «Маркетинг территории как эффективный инструмент развития региона и повышения его инвестиционной привлекательности». Ее организуют международная ассоциация «Система межрегиональных маркетинговых центров», Тверской региональный ресурсный центр (РРЦ) Президентской программы подготовки управленческих кадров и Тверская ассоциация выпускников Президентской программы при поддержке департамента экономики Тверской области. Цель конференции – создание модели проведения муниципального маркетинга на примере Тверской области и выявление основных элементов.
Автор: Подготовила Светлана БАКАРДЖИЕВА
148

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери у стелы «Город воинской славы» прошел митинг в честь Дня защитника Отечества
В мероприятии приняли участие Губернатор Тверской области Игорь Руденя, председатель Законодательного Собрания региона Сергей Голубев, главный федеральный инспектор по Тверской области Юрий Стрелецкий, митрополит Тверской и Кашинский Виктор, ветераны, представители общественных, молодежных организаций, военнослужащие. 
23.02.201713:21
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию