23 Мая 2017
$56.5
63.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия


День Победы-2017 в Тверской области | Видеотрансляции

Торжества, посвященные празднованию 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в прямом эфире.

Подробнее

Новости дня
Экономика28.02.2012

И модернизация, и экономия

Тверской области не привыкать выступать в качестве испытательной площадки для отработки внедрения передовых методов управления, современных технологий и масштабных проектов в самых различных отраслях. И сегодня область стала одним из десяти пилотных регионов РФ по реализации различных механизмов, предусмотренных Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности».

Тверской области не привыкать выступать в качестве испытательной площадки для отработки внедрения передовых методов управления, современных технологий и масштабных проектов в самых различных отраслях. И сегодня область стала одним из десяти пилотных регионов РФ по реализации различных механизмов, предусмотренных Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности». 

Речь идет о механизмах внедрения энергосервисных контрактов, предоставления субсидий на энергоэффективные мероприятия и о государственной гарантийной поддержке. Подробно об этом в 
интервью «ТЖ» рассказывает заместитель председателя Правительства Тверской области 
Александр Меньщиков.

– Александр Владимирович, поясните, пожалуйста, вкратце, в чем суть новаций, которые предстоит внедрить, и в чем их выгода для региона.

– Ключевое их преимущест­во – это возможность использовать внебюджетные источники там, где прежде это было невозможно. Мы понимаем, что провести комплексную модернизацию объектов бюджетной сферы, коммунального хозяйства без вложения значительных средств нереально. До настоящего момента работа в этом направлении носила точечный характер – на большее не хватало ресурсов. Теперь в нашем распоряжении есть механизм энергосервиса, с помощью которого возможна модернизация объектов ЖКХ как бюджетной, так и внебюджетной сферы в достаточно сжатые сроки.

Текущий год для нас является ключевым в реализации этого масштабного проекта. Его адресаты – бюджетная сфера, жилой фонд и коммунальное хозяйство области. И на всех этих направлениях основной фокус работы – это активное привлечение внебюджетных средств через использование энергосервисных контрактов. С его помощью предполагается привлечь порядка от 100 до 800 миллионов рублей внебюджетных средств в бюджетный сектор в течение года-полутора лет. Ведь сейчас изношенность основных фондов в перечисленных секторах в среднем по области составляет 60 процентов, но это, что называется, средняя температура по больнице, выведенная с учетом новых или сравнительно недавно модернизированных объектов. Мы понимаем, что инвестициями только частных компаний или только бюджетными вложениями мы не закроем быстро эту проблему, остается только механизм энергосервиса. Одними из первых в России инициируя использование этого инструмента, мы, Правительство области, планируем решить двуединую задачу: обеспечить модернизацию объектов бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в плане повышения их энергоэффективности и при этом достичь ощутимого социального эффекта за счет сокращения расходов жителей области на оплату коммунальных услуг.

В этом году запланированы энергоаудит 107 бюджетных учреждений и по его итогам – проведение энергосервиса примерно в 40–50 процентов обследованных учреждений.

– И на какой стадии мы, как «пилотники», сейчас находимся?

– Что касается механизмов энергосервиса, то на сегодня у нас уже есть концепция работы по организации его применения для повышения энергоэффективности объектов бюджетной сферы. Первый ее этап – подготовка к проведению энергоаудита зданий школ, больниц и других бюджетных учреждений. В конце прошлого года был сформирован реестр учреждений бюджетной сферы и утверждено типовое задание по проведению там аудита. Следующий этап – это уже собственно энергоаудит.

– На какие средства он будет проводиться?

– В области действует регио­нальная «Комплексная программа по повышению энергетической эффективности региональной экономики и по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Тверской области на 2010–2014 годы и на период до 2020 года». Ее средства и предполагается направить на комплекс соответствующих мероприятий. Для этой цели аккумулируются средства как областного, так и федерального бюджетов. Сейчас мы уточняем, какая сумма нам требуется в текущем году, чтобы отразить ее в заявке Тверской области на участие в федеральном софинансировании в этом году. Мы ориентируемся на привлечение порядка 200 млн. рублей федеральных средств. Причем, как пилотный регион, можем рассчитывать на льготную пропорцию софинансирования.

– И вот энергоаудит завершен. Что дальше?

– По его результатам предполагается отбор 35–45 процентов от общего числа обследованных объектов для проведения энергосервисных мероприятий. Их перечень будет предложен банкам, имеющим соответствующие программы и готовым выступать нашими партнерами; в настоящее время ведутся переговоры с рядом банков. Далее заключаются договоры с энергосервисными компаниями на модернизацию объектов бюджетной сферы; как правило, это компании, являющиеся для банков проверенными, надежными партнерами, которым они без опаски доверят кредитные ресурсы. Кроме того, федеральным законодательством предусмотрена возможность предоставления государственной гарантийной поддержки проектов, реализуемых посредством энергосервисных контрактов. Когда у нас будет сформирован пул проектов, реализуемых на территории области с использованием механизма энергосервисных контрактов, мы подготовим заявку в Мин­энерго РФ – на получение государственной гарантии с федерального уровня.

Разные объекты требуют разных мероприятий. Каких именно – в каждом конкретном случае определяется в рамках энергоаудита. Как правило, это модернизация индиви­дуальных пунктов теплоснабжения, котельных, установка пластиковых стеклопакетов на окна, ремонт кровель. То есть реализуется целый комплекс мер, позволяющих повысить энергоэффективность здания. На выходе бюджетная организация получает существенную экономию по коммунальным платежам. И именно за счет этой экономии будет осуществ­ляться возврат кредитных ресурсов банкам.

По результатам уже готовых пилотных сервисных проектов мы предполагаем их тиражирование в муниципальных образованиях области. И поможем муниципалитетам с их внедрением, показав, как они работают в пилотном варианте. А те муниципалитеты, которые не будут охвачены программой на первоначальном этапе, ознакомим с типовыми проектами, которые они смогут использовать.

– Им придется вкладывать для этого средства местных бюджетов?

– Нет. И в этом один из ключевых моментов: мы без увеличения затрат на финансирование бюджетных учреждений только за счет экономии на снижении размера оплаты коммунальных услуг можем привлекать деньги на модернизацию бюджетных объектов на местах.

– Предполагается ли в рамках энергосервисных контрактов финансирование установки приборов учета?

– Установка приборов учета будет осуществляться скорее всего за счет отдельной статьи в региональной ДЦП. Сейчас ведется процедура согласования изменений, вносимых в эту программу. И, кстати, мы предлагаем в части обеспечения приборами учета жилого сектора дополнить ее статьей о финансировании установки квартирных счетчиков малоимущим категориям граждан. А что касается внутридомовых счетчиков, мы сейчас определяем объем, сколько нам их необходимо, и после чего определим источник финансирования – либо за счет возможностей федерального субсидирования, либо – в какой-то доле – за счет областного бюджета.

– Итак, Александр Владимирович, мы плавно подошли к теме повышения энергоэффективности нашего изрядно изношенного жилого фонда. Наши ТСЖ и управляющие компании пока что больше привыкли к латанию дыр – в прямом и переносном смысле, решению текущих задач. А тут – совершенно новый, масштабный, комплексный проект…

– И тем не менее мы ставим себе задачу повсеместного продвижения энергосервисных технологий среди ТСЖ, населения и активного вовлечения управляющих компаний в энергосберегающие меро­приятия. Конечно, для начала потребуется обширная организационная и информационно-разъяснительная работа.

Что касается информирования населения, здесь наша ключевая задача – показать жителям области, активистам ТСЖ, старшим по домам, каким образом эти мероприятия способствуют улучшению ситуации на рынке жилищно-коммунальных услуг. Одновременно с этим предстоит принять ряд мер для приведения в порядок ценовой политики, в том числе по вопросам установки приборов учета. Поскольку, если процессом не управлять, можно получить последствия, известные из практики других регионов, – многочисленные злоупотребления в этой сфере, в том числе завышение цены и т.д. Если мы не будем информировать население о себестоимости этого оборудования, о реальных и согласованных с Минэкономразвития ценах на эти услуги, можем получить процветающий внутренний спекулятивный рынок этих услуг. Кроме того, необходимо, чтобы люди знали о том, какие выгоды для себя они в итоге обретают, установив то или иное оборудование, каким образом это отражается на их затратах по коммунальным платежам. Мы планируем создать для этой цели специальный сайт по энергоэффективным технологиям. На нашем сайте управляющие компании смогут получить подробную информацию о преимуществах энергосервисных контрактов как механизма привлечения банковских средств для проведения мероприятий по повышению энергоэффективности именно в жилом фонде. Там же будет представлена информация о тех мероприятиях, которые обязательны для исполнения управляющими компаниями на территории области, и о пилотных проектах, которые уже стартуют в разных регионах РФ, для того чтобы тиражировать их опыт на территории региона. Нам также предстоит реализовать ряд нормотворческих инициатив. Во-первых, предполагается утвердить перечень меро­приятий по энергосбережению, обязательных для внедрения управляющими компаниями за счет платы за ремонт и содержание жилого помещения. Во-вторых, требуется утверждение пакета документов для обязательного включения в оферту управляющим компаниям предложений по внедрению энергосберегающих мероприятий в рассрочку.

– Что ж, будем надеяться, что в результате в наших домах зимой станет теплее и при этом нам удастся еще и сэкономить на оплате за энергоресурсы. Однако основные теплопотери у нас все же не в домах, а на магистральных сетях…

– Согласен. Но это уже речь о ЖКХ. В сфере коммунального хозяйства мы видим фокус работы во внедрении комплексного подхода к модернизации отрасли. И здесь хотелось бы в ближайшее время провести комплексный анализ коммунального хозяй­ства и составить конкретные планы по привлечению внебюджетных средств в эту сферу. Соответственно мы по­ставили себе цель повышения энергоэффективности объектов ЖКХ при минимальном использовании бюджетных средств. Мы должны сделать эту отрасль привлекательной для различных схем финансирования, и многие банки уже готовы предоставлять свои средства под внятные коммунальные проекты, под понятный тариф.

Механизмы по внедрению энергоэффективных технологий в ЖКХ примерно те же: определяется объем необходимых работ для снижения потерь, затем подбираются банки-парт­неры, предоставляющие ресурсы. Составляется перечень работ, просчитывается объем затрат, используется механизм госгарантий возврата средств. А дальше действуют уже обычные рыночные механизмы – возврат кредитных ресурсов, потраченных на модернизацию ЖКХ через механизмы банковского кредитования и через тарифы как источник. При этом принципиальным отличием от инвестиций, которые, как правило, закладываются в тариф и тарифный источник для многих компаний является основным в финансировании инвестиционных программ, здесь будет то, что мы не предполагаем увеличения тарифа для возврата вложенных средств. При существующем тарифе коммунальные хозяйства, участвующие в программе, обеспечат возврат. Поэтому мы и включаем механизм государственной гарантийной поддержки, чтобы в том числе снизить объем ставок.

– Не могу не спросить, будут ли при реализации этого масштабного проекта задействованы антикоррупционные механизмы, контроль на выходе и т.д. Чтобы не получилось так, что и деньги освоены, и оборудование закуплено и смонтировано, а люди продолжают зимой мерзнуть в своих жилых домах, в школах, больницах и при этом платить за «коммуналку» все больше и больше?

– Конечно же, такой конт­роль будет обеспечен, причем с разных сторон. В первую очередь сами энергосервисные компании напрямую заинтересованы в качественном выполнении комплекса работ, так как окупаемость проекта и полученная прибыль напрямую зависят от размера сэкономленных заказчиком средств. С другой стороны, за их работой сначала на объектах на пилотных территориях, а затем и по всей области будут наблюдать сотрудники банков, участвующих в проекте своими средст­вами и заинтересованных в их целевом использовании и непременном их возврате. То есть мы получаем механизм, который, по сути, контролирует сам себя – ведь банки доверят средства только тем сервисным компаниям, которые гарантируют их возвратность. Со своей стороны, контроль будет осуществлять и региональное Агентство по энергосбережению и энергоэффективности в рамках мероприятий по мониторингу. И, наконец, в качестве контролеров смогут выступить и жители области – обратная связь с ними будет обеспечиваться через горячую линию.
Автор: Светлана БАКАРДЖИЕВА
59

Возврат к списку

Дорожные работы развернулись у Дома Союзов в Твери
В 2017 году финансирование дорожной отрасли выросло еще в 1,7 раза – с 4,5 до 7,8 млрд рублей. Планируется ремонт свыше 365 км дорог.
22.05.201723:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию