24 Июля 2017
$58.93
68.66
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура27.02.2012

От Страшного суда – к Прощеному воскресенью

Общепринятым считается мнение об идущей ныне неделе – Сырной, или Масленичной – как о времени безудержного и беззаботного веселья, уравновешивающего тяготы наступающего вслед за ней Великого поста. Но истинно христианский смысл этих дней почти противоположен обычаю, уходящему своими корнями в языческие времена, когда наши предки (как, впрочем, и большинство современников) не понимали, что такое грех и покаяние. Между тем этой седмице предшествовало грозное напоминание о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых, необходимое для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.

Общепринятым считается мнение об идущей ныне неделе – Сырной, или Масленичной – как о времени безудержного и беззаботного веселья, уравновешивающего тяготы наступающего вслед за ней Великого поста. Но истинно христианский смысл этих дней почти противоположен обычаю, уходящему своими корнями в языческие времена, когда наши предки (как, впрочем, и большинство современников) не понимали, что такое грех и покаяние. Между тем этой седмице предшествовало грозное напоминание о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых, необходимое для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. 

В этом и состоит смысл известной пословицы: «На Бога надейся, а сам не плошай». Это значит: прими на себя труд воздержания и покаяния, но не впадай при этом в уныние и печаль. Готовься к Великому посту, но не объедением впрок, а вдумыванием в смысл предстоящего воздержания. Отказ от мясной пищи, предписываемый церковью на этой неделе, уже есть частичный пост, но максимально легкий. Церковь постепенно вводит нас в начало великопостного подвига, зная нашy неyстойчивость, пpедвидя нашy дyховнyю слабость. Тому же служит разрешение есть скоромную пищу (кроме мяса) в среду и пятницу этой недели. 

Чем же страшен Страшный суд, о котором мы должны вспоминать перед Великим постом? Отец Александр Шмеман в своей книге «Толкование Великого поста» говорит, что не наказания за грехи мы должны страшиться. «В каком-то смысле, – пишет он, – наказание облегчает тяжесть нашего греха; наказанный чувствует, что он выплатил свой долг, что теперь он может идти свободно. Страшное в этом суде то, что мы станем перед Живым Богом, когда уже будет поздно что бы то ни было менять в нашей жизни, и обнаружим, что прожили напрасно, что за нами и в нас – только пустота, бессмысленность жизни. Весь смысл жизни был в том, чтобы любить живо, активно – не сентиментально, не чувствами, но делом: любить, как Христос сказал: тот, кто любит, должен свою жизнь положить за тех, кто нуждается в любви; не за тех, кто мне дорог, а за того ближнего, кому я нужен...»

А чтобы повернуть нас к ближним нашим с любовью, церковь установила в последнее воскресенье перед Великим постом просить друг у друга прощение и всем прощать. В этом и смысл перехода Недели о Страшном суде в Прощеное воскресенье: ведь большая часть наших вин, за которые придется держать ответ на том суде, – это вины друг перед другом. «И оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим», – повторяем мы ежедневно, редко вдумываясь в то, что за этими словами самой известной молитвы стоит необходимость прощения ближним своим, без которого не будет прощения и нам.

Наш земляк Андрей Дементьев сумел сказать об этом очень простыми словами, которые хочется привести здесь:
Прощаю всех, кого простить нельзя,
Кто клеветой мостил мои дороги.
Господь учил: «Не будьте к близким строги.
Вас все равно всех помирит земля».
Прощаю тех, кто добрые слова
Мне говорил, не веря в них нисколько.
И все-таки, как ни было мне горько,
Доверчивость моя была права.
Прощаю всех я, кто желал мне зла.
Но местью душу я свою не тешил.
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
Кого-то и моя нашла стрела.

Как ни удивительно, но просить прощение за наши прегрешения у Бога нам бывает легче, чем просить о том же наших родных, друзей и знакомых, не говоря уж о «ненавидящих и обидящих нас». Тем-то и замечателен укоренившийся среди чад Русской Православной Церкви обычай подходить в Прощеное воскресенье друг к другу со словами: «Прости меня, грешного». Стоит вспомнить, как ярко представлен этот обычай в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». И обычный ответ: «Бог простит, и ты меня прости» – сразу разрушает стены, сотворенные между людьми из многих накопленных обид.

У критиков русской церкви, недостатка в которых не ощущается, редко хватает внимания за многими внешними нестроениями, обычными для земных людей, составляющих эту церковь, увидеть главное – ее стремление сохранить в условиях всеобщего ожесточения, характерного для современного мира, хотя бы каплю истинно христианской любви. Но ведь и одной такой капли может быть достаточно для спасения мира.
Автор: Сергей ГЛУШКОВ
54

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у вас ассоциируется русская деревня. Их мы получили во второй главный день народного праздника в Есёмово, собравшем более 13 тысяч гостей.
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость