21 Ноября 2017
$59.27
69.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 20.02.2012

О пользе чувства меры

Фотограф: Наталья Зимина

Третья персональная выставка – всего понемногу.

Экспозиция, без лишних умствований озаглавленная «Понемногу о разном», открылась на днях в музее Салтыкова-Щедрина: свои работы представил публике фотограф и художник Станислав Никитин. Часть этих работ уже видели вышневолоцкие зрители, а также студенты Тверского технологического колледжа – первая персональная выставка Станислава Никитина была развернута в обширном коридоре этого учебного заведения.

Открывая выставку, знатоки и ценители фотографии сошлись на том, что главное ее достоинство – вкус и чувство меры автора, который сам отбирал экспонаты и сам составлял экспозицию. Это, кстати, очень дорогого стоит: часто даже солидные опытные художники не могут устоять перед искушением показать все и сразу и обрушивают на зрителя мощную лавину иногда взаимоисключающих впечатлений. Станислав Никитин проявил завидную жесткость по отношению к своему творческому портфелю и разместил в ограниченном пространстве камерного выставочного зала действительно самое важное. 

Задача осложнялась тем, что художник действовал в полном соответствии с названием и рассказал в самом деле «понемногу о разном», выставив очень пеструю панораму тем и жанров. Однако в этой пестроте (что как раз и говорит о продуманности экспозиционной концепции) между отдельными, на первый взгляд несовместимыми экспонатами возникают переклички и взаимоотношения, добавляющие им дополнительные смыслы. Так, достаточно смелым представляется совмещение репортажа с реконструкторского турнира и серии, посвященной Дню Победы, – кстати, одной из лучших из всех работ по этой теме, когда-либо сделанных тверскими фотографами. Эти две серии весьма забавно перекликаются с размещенной на противоположной стене подборкой тематически явно разрозненных снимков, с определением жанровой принадлежности которых зрители несколько «зависли». Вроде бы это и не портрет в чистом виде, и не «жанровая сцена»… В литературе XIX века это назвали бы «физиологическими очерками». Согласно общей тональности один из снимков «реконструкторской» серии определенно просится на эту стену, что формирует единство всего выставочного пространства и создает дополнительные смысловые связи – а это говорит о внутренней цельности творческого метода автора.

Станислав Никитин, однако, не чужд традиционного портрета, в котором все равно присутствует элемент репортажности, даже если модель явно позирует. Здесь автор выгодно отличается от большинства коллег, поскольку полностью исключает непременный ныне гламур. Люди на этих портретах красивые, но красивые натурально, без гламурной «пластмассовости». Удивил, впрочем, вынесенный на центральное место экспозиции полупортрет-полужанр «Вот и кончился праздник...», привносящий в экспозицию необходимую толику «социального контраста».

Интересно, что практически все фотографии на этой выставке «живые» за исключением двух, которые автор, впрочем, тоже определил как «полупостановочные». Нынешний уровень развития фототехники и компьютерной обработки изображения порождает множество соблазнов, и во многих случаях фотография смыкается с особыми видами чистой графики. В этом смысле Станислав Никитин остается сугубым традиционалистом и использует фотошоп исключительно по прямому назначению – для ликвидации технических «косяков», неизбежно возникающих при репортажной съемке.

Впрочем, не репортажем единым... Выставка «обо всем» не могла бы обойтись без пейзажа – в нашем случае тоже сугубо традиционного и, как выразился руководитель областного фотоклуба Борис Михайлов, натурального. Есть, конечно, в экспозиции пейзажи, которые фотографы непочтительно величают «открытками», из таких – эффектный и очень декоративный зимний вид Ферапонтова монастыря. Но значительно интереснее мотивы скромные и потому далеко не всегда ложащиеся на пленку-матрицу. Такие мотивы трудно увидеть, еще труднее зафиксировать. Здесь же художник как раз достигает своей цели – адекватно показывает зрителю смысл и настроение такого мотива. Интересно, что практически все эти мотивы – летние, наиболее сложные для изображения: не зря живописцы опасаются писать «зеленку», в этом признавался даже тонкий пейзажист Всеволод Солодов. Станислав Никитин же как минимум в двух снимках продемонстрировал изрядный талант колориста. 

Не меньшую проблему представляет съемка достопримечательностей – объектов, «намоленных» поколениями фотографов. Казалось бы, найти в них некоторое своеобразие уже практически невозможно. Однако умелое использование широкоугольника в «Тверском мотиве» и удачно найденная точка для Калязинской колокольни сообщают этим объектам определенную свежесть. 
Такой набор разнородных снимков, удачно подобранный и грамотно размещенный, по сути, рассказывает отнюдь не обо всем на свете. Это рассказ про одного конкретного человека – художника Станислава Никитина: своего рода автопортрет в контексте жизни.
Автор: Наталья ЗИМИНА
118

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость