23 Ноября 2017
$59.01
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Туризм 20.02.2012

На север – в лоцманскую слободу

Фотограф: Елена Потехина

За настоящим города всегда стоит его история, которая во многом определяет характер населенного пункта и уклад жизни. История каждого города неповторима, у Боровичей она уникальна. В этом мы убедились лично.

За настоящим города всегда стоит его история, которая во многом определяет характер населенного пункта и уклад жизни. История каждого города неповторима, у Боровичей она уникальна. В этом мы убедились лично.

В новгородские края собрались спонтанно. Проснулись субботним утром и решили – едем. Куда? Думали недолго. Взгляд упал на изрядно послуживший обеденный стол, и в голове мелькнуло – Боровичи. Давно сложилось представление о городе как о месте, где производят относительно недорогую и качественную мебель. А потому было решено в местных магазинах присмотреть кухню, а заодно и по городу прогуляться.

Наспех покидав в сумку необходимые вещи, схватив с журнального столика фотоаппарат, уже через час обгоняли фуры на проколесившей не одну милю старенькой «ауди».

Удача в этот день явно была с нами: машина вопреки ожиданиям не хандрила, длительных заторов на ремонтируемых участках трассы М-10 не было. Спустя два с половиной часа уже подъезжали к повороту на Бологое.

И тут мы задались вопросом, как ехать дальше. Варианта два: через Бологое или далее по трассе через Едрово. Навигатор упорно прокладывал второй маршрут, рисуя 117-километровый отрезок до Боровичей. «Поезжайте через Березайку, километров 30 срежете», – посоветовала вышедшая из заснеженного перелеска женщина. Ну, что же, местным жителям виднее. И вот еще чуть более часа в пути – и мы в Боровичах.

Ах, этот уездный город N! Вот первые мысли, которые посещают при взгляде из машины. Расчищенные от снега дворы, неспешные таксисты, большое количество светофоров, улицы с разделительными полосами – и все это в городе, население которого по количеству едва достигает число жителей, скажем, Ржева или Вышнего Волочка.

Личный фарватер
Сворачиваем на улицу, ведущую к Мсте, и натыкаемся на «кирпич». За знаком довольно симпатичный арочный мост, который, по заверениям местных жителей, еще недавно был автомобильным. Сегодня ему требуется ремонт, а местная власть, как это зачастую бывает, не может определиться, в чьем же он ведении – региональном или муниципальном.

«Памятник русского мостостроения, движение открыто в 1905 году» – гласит табличка. То, что этот арочный мост, соединяющий Торговую и Спасскую стороны, был первым в России, нам уже рассказали специалисты краеведческого музея. Он был возведен по проекту профессора Петербургского института путей сообщения Николая Белелюбского. Оригинальность конструкции состоит в использовании принципа напряженного лука. В дальнейшем двухшарнирная сквозная арка с раскосной решеткой была применена при строительстве Мухранского моста через Куру в Тбилиси, моста Харбор-Бридж в Сиднейской гавани.

И тут мы решили поменять наши планы и посвятить поездку знакомству с Боровичами и его историей. Работники музея любезно согласились нам в этом помочь и провели увлекательную экскурсию.

Сам музей размещается в здании, принадлежавшем городскому голове потомственному почетному гражданину Боровичей купцу I гильдии Матвею Яковлевичу Шульгину, очень много полезного сделавшему для родного города. Собственно, мост и был построен по его инициативе.
В экспозиции музея представлены артефакты многовековой давности: керамика различного назначения и стиля, железные и костяные орудия охоты и лова рыбы, монеты. В археологических изысканиях на территории района участвовал Николай Рерих.

Первые упоминания о Боровичах относятся к X веку. По преданию, по Мсте проплывала княгиня Ольга, занимаясь своим любимым делом – сбором налогов. Один из стендов посвящен Мсте, на берегах которой расположен город. Она входила в Вышневолоцкую водную систему, являвшуюся частью Великого водного пути Древней Руси «Из варяг в греки». Интересен тот факт, что здесь останавливались на ремонт суда, уже прошедшие Мстинские пороги, а также суда, только прибывшие с Ильменя. Они нанимали опытных лоцманов, которые проводили их по этим порожистым местам. Зная мастерство боровичских лоцманов, Петр I освободил их от всех податей. По его приказу было сооружено Вышневолоцкое водохранилище для подъема уровня воды на порогах.

После возведения Екатериной Великой в 1770 году Боровичей в ранг города на его гербе рядом с Солнцем воцарился румпель барки, символизирующий высокое искусство боровичских лоцманов, проводивших груженные товарами суда по бурным порогам горной Мсты.

Позже императрица сама приплыла в Боровичи, для чего в городе возвели Путевой дворец, а главные улица и площадь были названы Екатерининскими. Впоследствии, прокладывая дороги, ансамбль Екатерининской площади разрушили: один собор сломали, вместо высокой колокольни установили памятник Кирову, у Троицкого собора снесли купола и переоборудовали в городской дом культуры.

С речки в карьер
Река неплохо кормила горожан, а когда с постройкой Николаевской железной дороги эта беспечная жизнь кончилась, удачно решилась проблема освободившихся рабочих рук. В 1855 году шведский ученый и промышленник Эммануил Нобель, отец знаменитого Альфреда Нобеля, построил в Боровичах первый российский завод по производству «огнепостоянных кирпичей из находящейся там огнепостоянной глины». Завод огнеупоров до сих пор является самым крупным предприятием города. Здесь работает десятая часть всех горожан. Развитие огнеупорной промышленности стало новым этапом в истории города. В окрестностях Боровичей были обнаружены большие запасы извести, серного колчедана, бурого угля и огнеупорных глин. Еще в 1786 году в устье Крупы, притока Мсты, была пробита первая в России штольня для добычи бурого угля. В 1861 году князь Михаил Голицын построил завод «Пирогранит», название которого подчеркивало уникальность свойств выпускаемых только на этом предприятии кирпичей. В 1889 году на Всемирной выставке в Париже завод был удостоен серебряной медали. Самое крупное по тем временам предприятие по производству огнеупорных и кислотоупорных изделий, канализационных труб основал в Боровичах в 1880 году петербургский купец I гильдии Вахтер. Завод выпускал кирпичи для металлургии, канализационные трубы, кислотоупорную посуду для химических производств. Продукция с этой маркой до сих пор служит жителям Парижа и многих других городов Европы.

В одном из залов музея выставлены предметы крестьянского быта. Особый интерес представляют личные вещи Матвея Шульгина, уроженца боровичской земли известного промышленника Алексея Путилова, мебель и домашнее убранство местного дворянства, купечества и мещан, церковная утварь.

У лядовской сосны
– Если умеете, можете сыграть, – предложили музейные работники, указав на пианино. Как оказалось, инструмент принадлежал одному из самых своеобразных и загадочных русских композиторов Анатолию Лядову, жившему и работавшему в Боровичах. Здесь же были выставлены его партитуры.

В музее нам пояснили, что имение Лядова, Полыновка, – это самая окраина Боровичей. К сожалению, от усадьбы ничего не осталось, кроме последней сосны лядовского сада.
Мы отправились в гости к Лядову. Переехали речку Крупа, на берегу которой и находились имения его родственников. Здесь Анатолий Константинович проводил летние каникулы в юности, здесь же познакомился со своей будущей женой Надеждой Толкачевой. А дом ее родителей, усадьба Полыновка, стал его семейным имением, где он проживал с 1884 года до самой своей кончины в 1914 году.

На месте усадебного сада – футбольное поле, вместо лядовского дома – кирпичная двухэтажка. Вокруг никаких мемориальных реалий, кроме единственной сохранившейся сосны, которую здесь уважительно называют «лядовской». Усадебный дом был скромным, без архитектурных изысков, его разобрали в советское время. На его месте построили двухэтажное строение. Когда вспомнили, что в разобранном доме жил и умер Лядов, было уже поздно. Оставалось только установить мемориальную доску прямо на силикатном доме.

От самого дома открывается великолепная панорама. И не удивляешься, когда узнаешь, что именно здесь написано большинство произведений Лядова.

В путешествии можно узнать немало и других ярких моментов из истории города. Боровичи – один из немногих городов Новгородской области, которому удалось избежать немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны. Благодаря этому здесь сохранилась гражданская застройка XVIII века. К числу наиболее интересных архитектурных памятников относятся Путевой дворец, здание Присутственных мест, торговые ряды, собор Свято-Духова монастыря, Большой Троицкий собор, который гордится своим собранием старинных икон и настенными фресками. Своеобразной визитной карточкой города кроме арочного моста считается до сих пор действующее здание железнодорожного вокзала, выполненное из дерева в XIX веке. Здание сохранило исторический облик 70-х годов позапрошлого века, и потому Боровичский железнодорожный вокзал стал местом съемок фильма «Статский советник», экранизации одноименного романа Бориса Акунина.

Автор: Елена ТИХОНОВА
41

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость