15 Декабря 2017
$58.71
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 20.02.2012

Что в коробочке?

Фотограф: Александр Солодков

С 1 января вступили в силу изменения законодательства, существенно пересматривающие правовое регулирование в сфере антимонопольного контроля.

 Эти изменения предусмотрены Федеральным законом «О защите конкуренции» и начали действовать с января 2012 года. Речь у нас с вами пойдет о так называемом «третьем антимонопольном пакете». Получше разобраться в том, что же в нем находится, нам поможет начальник УФАС по Тверской области Ирина Демина.

– Наша страна вступает во Всемирную торговую организацию, поэтому антимонопольные правила тоже должны меняться и соответствовать этим новым экономическим условиям. Наши предприниматели будут жить и работать в более либеральных условиях, – говорит она. – Изменений очень много, этот документ антимонопольной службой готовился более двух с половиной лет в тесном взаимодействии с бизнесом. Теперь антимонопольным органам предоставлена возможность не только рассматривать и возбуждать дела, привлекая нарушителей к ответственности, но также осуществлять меры по предупреждению нарушений, и это очень важно.

Итак, до настоящего времени, устанавливая нарушение антимонопольного законодательства, органы ФАС сразу возбуждали дело. Они были лишены возможности правонарушение предупреждать. И это неизбежно влекло серьезные штрафы («оборотные» штрафы предусматривали взыскание от 1 до 15 процентов от оборотов компании, что иногда означало крах бизнеса). А по новому закону антимонопольная служба может действовать иначе. Вводятся два новых юридических института: вынесение предупреждений и вынесение предостережений, которые несколько отличаются друг от друга по составу и по понятию.

– Антимонопольному органу дается право вынести предостережение в случае публичного заявления должностного лица хозяйствующего субъекта о том, что он планирует совершить что-то, не соответствующее антимонопольному законодательству и способное привести к негативным последствиям для рынка либо ущемить интересы третьих лиц. А дело о нарушении антимонопольного законодательства будет возбуждено только в том случае, если предостережение не будет принято или хозяйствующий субъект на него не отреагирует, – рассказывает Ирина Демина.

Ну а в том случае, когда признаки нарушения антимонопольного законодательства уже присутствуют, вступает в действие второй юридический институт – предупреждение хозяйствующему субъекту. Например, кто-то из сетевиков необоснованно отказывает в подключении какой-то фирме из сферы малого бизнеса, что лишает ее возможности начать деятельность. В этом случае выносится предупреждение и устанавливается срок для устранения нарушения. Если это будет сделано, то никаких штрафных последствий не наступит. Если же нарушение не будет устранено, то будет возбуждено дело с последующими штрафными санкциями.

Еще одна исключительно важная законодательная новелла – это установление административной процедуры обжалования торгов на продажу.

Все мы знаем о торгах на закупку различных товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств. Но есть и различные торги на продажу или передачу каких-то прав на государственное муниципальное имущество (например, на право аренды или передачу земельных участков, водных ресурсов и т.д.). Различными законодательными актами в этом случае устанавливаются требования о передаче этих прав на торгах в различных видах конкурса или аукциона. И в том случае, если, по мнению потенциальных покупателей, порядок проведения таких торгов нарушен, им предоставляется возможность обращаться в антимонопольный орган. Порядок рассмотрения таких обращений и жалоб аналогичен тому порядку, который установлен законом 94-ФЗ о закупках. Срок рассмотрения жалоб – 7 дней. И до окончания рассмотрения жалоб заключать договоры по результатам торгов запрещается, иначе они будут признаны ничтожными.

– Наша служба была инициатором создания сайта «Торги», на котором размещается информация о предоставлении прав аренды на государственное и муниципальное имущество. У него очень много посетителей, как и на сайте zakypki.ru, – говорит Ирина Демина. – Этими сайтами охотно пользуетесь и вы, журналисты. Я хочу подчеркнуть: это делается для того, чтобы население знало, что же в государстве есть ценного и важного. Что государство реализует и каким образом. Чтобы все имели доступ к государственному имуществу или имели возможность все это приобрести.

Еще одна новелла касается поведения организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Всем нам порой нужно получить какие-либо справки либо разрешительные документы от государственных органов. А те, не желая самостоятельно заниматься этими вопросами, частенько передают такие полномочия разным обществам с ограниченной ответственностью, словно специально для этого созданным. И эти ООО, разумеется, выдавали нам вожделенные бумажки за определенную плату. Отныне закон однозначно устанавливает, что для тех случаев, когда действующие федеральные законы не предусматривают взимания платы за выдачу различного рода справок, разрешений, предоставляемых в рамках государственных и муниципальных услуг, деньги за них взиматься не должны.

– Это очень важная норма, которая наведет порядок в этой деятельности государственных и муниципальных органов власти, и население будет меньше обременено различными платами, – говорит Ирина Демина. – Данные полномочия закреплены в антимонопольном законе, и контролировать это будет антимонопольная служба.

Есть и другие изменения – например, несколько пересмотрено понятие «монопольно высокой цены». Однозначно установлено, при каких условиях – их восемь, и они четко оговорены законом – цена не может быть признана монопольно высокой.

– Это было сделано по просьбам бизнеса, который полагал, что действующая до конца 2011 года редакция закона о защите конкуренции недостаточно конкретна, – рассказывает наша собеседница. – Наверное, с этим стоит согласиться, учитывая, что трудности с ее пониманием возникали и у судей. Эту статью закона требовалось упорядочить и конкретизировать, что и было сделано. Имеются в виду не цены, которые устанавливаются в магазине розничной торговли, а те ситуации, когда такие цены устанавливаются хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке. Требование антимонопольного законодательства и понятия монопольно высокой цены применяются и распространяются только в этом случае.

Изменены и требования к различным соглашениям и согласованным действиям. Впервые введено понятие картеля и четко обозначено, что картелем является только то соглашение, которое достигнуто между хозяйствующими субъектами – конкурентами, т.е. теми, кто действует на одном товарном рынке (до сих пор требование об абсолютном запрете соглашения распространялось не только на поведение конкурентов, но и на хозяйствующие субъекты, которые действовали на разных товарных рынках, что было не очень оправдано). Тем не менее и соглашения «неконкурентов» в какой-то мере тоже регулируются, хотя не столь жестко. Запрещаются в определенных случаях и вертикальные соглашения, но лишь четко оговаривается, при каких условиях эти вертикальные соглашения противозаконны.

Практически одновременно с введением в действие Закона «О защите конкуренции» вступили в силу изменения Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. До сих пор уголовной ответственности подлежали не только лица, допустившие картельные соглашения, но и те, кто совершил согласованные действия. Теперь же закон сохраняет уголовную ответственность только для картелей, причем лишь для тех, чья деятельность влечет очень серьезные и негативные для рынка, четко определенные законом последствия. А Кодекс административных правонарушений с текущего года в тех ситуациях, когда отсутствуют реальные негативные последствия для конкуренции, предусматривает не оборотные, а твердой величины штрафы, не зависящие от оборота компании. Для бизнеса это существенное послабление.

– Антимонопольная служба сознательно пошла на снижение штрафов, – завершает наш разговор Ирина Демина. – Однако следует помнить: речь идет лишь о нарушениях, которые не имели серьезных последствий. В тех случаях, когда нарушение антимонопольного законодательства повлекло за собой ограничение конкуренции и негативные последствия для рынка, оборотные штрафы остаются такими же значительными – от 1 до 15 процентов от оборотов компании.
Автор: Лидия ГАДЖИЕВА
7

Возврат к списку

На участке М-11 от Твери до Вышнего Волочка открыли движение
Символический дорожный знак с белой стрелкой на синем фоне перевернут – по новому участку строящейся магистрали М-11 начинает движение первая автоколонна.
15.12.201721:18
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость