18 Января 2017
$59.4
63.29
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура17.02.2012

… Такого рода история

К ранней, одной из десяти одноактных пьес Чехова, ставших на рубеже XIX–XX веков заметным явлением в разработке жанра водевиля, в Тверском театре драмы обратился Александр Чуйков. «Малонаселенного» «Медведя» автор постановки вместе с режиссером Александром Павлишиным «размножил» за счет занятых в нем актеров – спектакль играется несколькими составами.

К ранней, одной из десяти одноактных пьес Чехова, ставших на рубеже XIX–XX веков заметным явлением в разработке жанра водевиля, в Тверском театре драмы обратился Александр Чуйков. «Малонаселенного» «Медведя» автор постановки вместе с режиссером Александром Павлишиным «размножил» за счет занятых в нем актеров – спектакль играется несколькими составами.

«Медведь» идет на малой сцене театра и был, собственно, поставлен специально для бенефиса Владимира Чернышова, недавно отметившего свое 60-летие. Причем спектакль в юбилей шел не на малой, а на большой сцене – художникам А. Иванову и И. Жук пришлось на один день «перекраивать» оформление сцены под иные нужды, а артистам – осваивать иные объемы. Площадка затянута полотнищами в несколько уровней, которые отсылают к другому спектаклю театра – «Анне Карениной». Там был применен аналогичный оформительский прием, когда основу декораций составляют тяжелые ткани, спускающиеся с самого верха. Точно так же поступили и в спектакле «Так и будет» по Симонову.

Зритель привык видеть на сцене театра драмы совсем другую картинку, объемную, яркую, с лестницами, дверями и оконными проемами. Однако в случае с «Медведем» (особенно на малой сцене, где акцент делается на крупных актерских планах) расчет совершенно четкий: здесь нет необходимости создавать среду, потому как, во-первых, это одноактовка, а во-вторых, среда не играет в шуточном контексте, созданном Чеховым, особой роли. Да и замысел авторов спектакля, кажется, состоит не в том, чтобы показать быт и убранство гостиной Поповой, в которой разворачиваются события, – они сосредоточились на характерах, а детали обстановки лишь помогают исполнителям яркими мазками создавать дополнительные характеристики своих персонажей. То есть Смирнов может швырнуть об пол стул и, сломав его, раздраженно-удивленно бросить Поповой «Какие стулья у вас ломкие!», что даст вдовушке с ямочками на щеках очередной повод обозвать незваного гостя медведем, а потом еще раз произнести: «Медведь! Медведь!»

Весь спектакль построен как поединок между нестарым помещиком Смирновым, приехавшим к помещице Поповой, с тем чтобы взыскать с нее деньги, которые ему остался должен ее муж, умерший семь месяцев назад. Все это время Попова носит траур, ни с кем не встречается, кроме своего слуги Луки (Алексей Великотный), но чувствуется – вся эта комедия, вернее, трагедия, молодой женщине ужасно надоела. Когда героиня Юлии Бедаревой (с ней в очередь Попову играет Татьяна Лугачева) вступает со Смирновым (Владимир Чернышов) в перебранку, то делает это не потому, что приказчик вернется из города только «послезавтра», а потому, что ей до смерти надоело затворничество. «Вы погребли себя заживо, однако вот не позабыли напудриться! – упрекает ее Смирнов, знающий женщин или по крайней мере уговаривающий себя в том, что их знает: – Двенадцать женщин я бросил, девять бросили меня».

Верно все подмечая, помещик меж тем не видит главного – себя. Тогда как Попова, кажется, прекрасно осознает, что с ней начало происходить после неожиданного приезда Смирнова. Вот и свое черное траурное платье она в решающий момент меняет на наряд бодрых оттенков, как «дама в трауре» у Чернышевского совсем не вдруг оказывается в ярком розовом платье, такого же цвета шляпе и белой мантилье. В таком эффектном виде можно и достойно ответить нахалу, и пообещать пустить ему пулю в медный лоб. А потом с опаской присматриваться к дуэльным пистолетам и искать более просторное место для поединка, нежели гостиная; не за горами и финальный поцелуй, к которому затворница была давно уже готова.

Александр Павлишин под руководством Александра Чуйкова ставит спектакль, делая ставку исключительно на актеров и их острохарактерность, не используя никаких специальных режиссерских приемов, могущих сделать зрителю еще смешнее. Если же представить себе в роли Смирнова не народного артиста Чернышова, а молодых Евгения Романова и Алексея Майского, играющих «нестарого-то помещика» с ним в очередь, то они, наверное, должны играть хоть и медведей, но медведей робких и даже застенчивых. Тогда, наверное, получится история о том, как Попова, уставшая жить без мужского внимания, соблазняет так удачно подвернувшегося под руку и к тому же пришедшего по сердцу соседа. Причем делает это пусть без традиционных для водевиля куплетов и танцев (от них, как известно, сам Чехов отказался), но зато стремительно.

Автор: Петр РУЧНИКОВ
282

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

На Тверском региональном этапе Всероссийского дня снега Морозовы опередили Снежковых
Накануне всю ночь медленно, но верно падал снег. В парке активного отдыха «Гришкино» на территории Калининского района и вовсе намело сугробы по колено.
16.01.201722:23
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию