30 Мая 2017
$56.71
63.37
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
История16.02.2012

Как Тверь чуть не стала авиационной столицей

Владимир Иванов – наш земляк, кандидат технических наук, его родовые корни принадлежат Старицкому уезду. И хотя он давно уже живет в Санкт-Петербурге, его интерес к родному краю не только не угасает, но, можно сказать, разгорается все сильнее. Его особое увлечение – история русской авиации, которой он посвятил уже восемь книг. Есть в этой истории и тверские страницы. Одну из них Владимир Петрович прислал нам.

Владимир Иванов – наш земляк, кандидат технических наук, его родовые корни принадлежат Старицкому уезду. И хотя он давно уже живет в Санкт-Петербурге, его интерес к родному краю не только не угасает, но, можно сказать, разгорается все сильнее. Его особое увлечение – история русской авиации, которой он посвятил уже восемь книг. Есть в этой истории и тверские страницы. Одну из них Владимир Петрович прислал нам.

В сентябре 1918 года у советского правительства возникло опасение, что Финляндия вместе с немцами смогут захватить Петроград. Поэтому было принято решение эвакуировать все основные оборонные предприятия. Например, Русско-Балтийский вагонный завод (авиационное отделение), выпускавший самолеты «Илья Муромец», предполагалось вывезти сначала в Казань, потом в Елабугу, потом в Ярославль и т.д.

В зависимости от обстановки на фронтах Гражданской войны решение об этом то инициировалось, то отменялось. В 1919 году, когда к Петрограду подходила сначала армия генерала Родзянко, а через несколько месяцев и Юденича, решили эвакуировать и завод С.С. Щетинина, строивший гидросамолеты М-9. По первоначальному плану это предприятие хотели отправить в Ярославль, где еще до революции начали строить филиал завода. Но степень готовности предприятия была еще далека от желаемой. Поэтому после размышлений предложили переместить завод на Тверской вагонный завод, в то время существенно недогруженный (кстати, принадлежавший концерну «Русско-Балтийский вагонный завод»). Гидроаэродром для испытаний машин предполагалось организовать на Волге вблизи железнодорожного моста (выше или ниже по течению – сейчас неясно), а для возможного производства сухопутных самолетов предполагалось создать аэродром не то в Мигалове, не то между железной дорогой и Мигаловом.

Для оценки реализуемости такого варианта и анализа возможности предприятия по производству самолетов в Тверь направили Н.Н. Поликарпова, в то время начальника технического отдела московского завода «Дукс». Поликарпов прекрасно знал петроградские авиационные предприятия и поэтому часто исполнял роль эксперта для Главкоавиа и Управления Военно-воздушного флота. Он приехал в Тверь, осмотрел цеха завода и дал положительное заключение о возможности постройки самолетов в Твери.

В Главкоавиа и УВВФ в принципе согласились с этим, но затем камнем преткновения стал вопрос о создании в Твери соответствующей инфраструктуры (аэродрома, складов и ангаров при нем), а точнее, о том, кто должен финансировать сравнительно несложное строительство: Главкоавиа или Управление ВВФ. В принципе дебаты шли к положительному решению, но в это время (декабрь 1919 г.) Юденича отогнали в Эстонию, с Финляндией заключался договор, поэтому завод
С.С. Щетинина из Петрограда решили не эвакуировать, а влить в объединенный авиационный завод №3 «Красный летчик» на Комендантском аэродроме, который потом стал заводом №23 на той же территории.

Тверской вагонзавод все же был причастен к созданию гидропланов – но только в виде деталей и узлов к ним.

Автор: Владимир ИВАНОВ
28

Возврат к списку

В тверском регионе стартовала кампания ЕГЭ-2017
Паспорт, хорошие знания и память – это все, что сегодня взяли с собой выпускники школ региона на экзамен по информатике и ИКТ.
29.05.201721:21
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию