23 Января 2017
$59.67
63.73
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура16.02.2012

Умейте обороняться от чумы

Перебираю в своем архиве документальные съемки, телевизионные программы, сделанные лет 10 – 15 назад… Среди них и фильм «Григорий Горин: от «Чумы» до «Белого попугая». Посмотрел на дату. Боже, прошло уже пятнадцать лет! А такое ощущение, что все это было так недавно.

Перебираю в своем архиве документальные съемки, телевизионные программы, сделанные лет 10 – 15 назад… Среди них и фильм «Григорий Горин: от «Чумы» до «Белого попугая». Посмотрел на дату. Боже, прошло уже пятнадцать лет! А такое ощущение, что все это было так недавно.

Григорий Горин приехал в Тверь 16 марта 1997 года. Главной его целью было увидеть спектакль по своей пьесе «Чума на оба ваши дома», который поставила Лариса Лелянова в театре для детей и молодежи. Именно так тогда назывался ТЮЗ. Этот приезд превратился в настоящий праздник. Григорий Горин и Лариса Лелянова без устали общались с журналистами. После спектакля было дружеское застолье, во время которого актеры театра старались показать Горину все свои таланты. Особенно они практиковались в мастерстве рассказывания анекдотов. Григорий Горин в ту пору вел популярнейшую телевизионную передачу «Белый попугай», так что вполне мог оценить остроумный анекдот. Мэтр и сам под оглушительный хохот зала рассказал несколько веселых баек, хотя и было видно, что под конец вечера он устал. Очевидно, проблемы со здоровьем у Григория Горина были уже в то время. В 2000 году, когда ему исполнилось 60 лет, он ушел из жизни. Год назад не стало и Ларисы Леляновой. А в нашем фильме они остались талантливыми, остроумными, веселыми, говорили о своих планах, о новых пьесах, спектаклях…

Григорий Горин хотел поставить «Чуму на оба ваши дома» на сцене Театра имени Маяковского в Москве. Оттого он так и заинтересовался работой Ларисы Леляновой. После спектакля у меня с Григорием Гориным была весьма долгая беседа. И первый вопрос, естественно, был о том, что он увидел на сцене нашего театра.

– Перед вами драматург, который только что посмотрел спектакль по своей пьесе. И этот спектакль мне понравился. Вы знаете, автор всегда волнуется, глядя на свое творение, грызет ногти, ерошит волосы. У меня волнение кончилось очень быстро. И главное, что спектакль понравился не только мне, но и зрителям, молодежи. А театр без зрителей – это мертвое заведение для сумасшедших, которые любят ублажать себя и критиков. Так что, выходит, и я, и режиссер, и актеры не зря старались. Вы знаете, у Драгунского есть такой рассказ «Он живой и светится». Эту фразу я хочу отнести к этому спек­таклю. Он живой и во многих лучших местах действительно светится.

– Большинство ваших пьес отталкиваются от каких-либо известных произведений, сюжетов. На этот раз Шекспир, ведь «Чума на оба ваши дома» это как бы продолжение «Ромео и Джульетты».
– Вы знаете, для меня литературные сюжеты, которые существуют в классической литературе, в мировом фольклоре, – это ступенька, с которой можно или взлететь, или разбиться. Моя задача ни в коем случае не принизить ту версию, которую уже знает человечество. Каждая эпоха дает основание вновь и вновь обращаться к классическим сюжетам. Прочитывать их по-своему. Кстати, и Шекспир в свое время занимался тем же. Мы должны вносить в эти сюжеты что-то свое. Только тогда классика не умрет. А просто так рассказывать, как в ХIV веке жили в Вероне Монтекки и Капулетти… Это для классики смерть. И мне хочется, чтобы молодежь, которая посмотрела сегодня мою фантазию на тему Ромео и Джульетты, вернулась к первоисточнику, осмыслила его.

– Григорий Израилевич, я слышал, что ваши спектакли с успехом идут и за границей.
– Это действительно так. Причем все они нашли дорогу на родину. «Тиль Уленшпигель» шел в Амстердаме. Моя пьеса про Мюнхгаузена была поставлена в Германии в его родном городе. На премьеру пришел красивый двухметровый юноша, праправнук Мюнхгаузена. Тут я несколько заволновался. Дело в том, что я изобразил жену Мюнхгаузена, то есть его прапрабабку редкой стервой. После спектакля я вежливо у него поинтересовался, не вызвало ли это обиды. Он сказал, что все нормально. Она, говорит, была еще той мерзавкой. И в местном музее я нашел свидетельство, что в свое время Мюнхгаузен с ней развелся. А ведь, когда я сочинял пьесу, у меня никаких данных не было, это была моя фантазия.

– Не за горами 8 Марта. Как вы относитесь к этому празднику?
– Ну, если не считать, что его придумала Клара Цеткин, положительно. Кстати, пьеса, которую вы сегодня видели, это подарок моей жене как раз к Международному женскому дню. Я говорю ей: ну что я тебе буду дарить какие-то шмотки или колечко! Давай я тебе посвящу пьесу про любовь. А какая главная пьеса про любовь? Конечно, «Ромео и Джульетта». Однако мне не хотелось воспевать чувства пятнадцатилетних ребятишек, они и без нас в этих вопросах хорошо разбираются. А вот мои сверстники, те, кому 40 лет, 50, они что, любить не умеют? Просто они не будут каждые две минуты яд глотать, они будут защищать своих любимых, свой дом от той чумы, которая вокруг них.

И Григорий Горин, и Лариса Лелянова защищали нас от «чумы» своими пьесами, спектаклями. Как выяснилось, это было не так просто. Однако по-другому они не могли.

Автор: Андрей УЛЬЯНОВ
22

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери чествовали журналистов, операторов и фотокоров
В киноконцертном зале «Панорама» бизнес-центра «Тверь» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню российской прессы. Его главными героями стали наши коллеги, сотрудники редакций региональных и районных газет, телерадиокомпаний и сетевых изданий.
20.01.201721:46
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию