11 Декабря 2017
$59.28
69.64
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 30.03.2010

Все идет по плану… и не только

Проверки малого и среднего бизнеса – по Федеральному закону №294

294 – за этим числом, за этим номером федерального закона скрывается желанное представителями малого и среднего бизнеса ограничение проверок, приходящих по их душу.

Проверки малого и среднего бизнеса – по Федеральному закону №294

294 – за этим числом, за этим номером федерального закона скрывается желанное представителями малого и среднего бизнеса ограничение проверок, приходящих по их душу.
Вступление в силу этого ФЗ (часть с 1 июля, часть с августа, часть с 1 января 2010 г.) стало заметным событием в жизни и предпринимателей, и контролирующих органов, и прокуратуры. Именно прокуратура теперь стала неотъемлемым участником проверочного процесса, согласовывая внеплановые проверки и составляя общие списки плановых. Невооруженным глазом видно, насколько увеличился объем работы этой согласовывающей инстанции. Это в полной мере ощутил на себе Роман ЗЕМЦЕВ, прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, юрист 1-го класса, – его рабочий день во второй половине прошлого года растянулся до 12 часов. И так как год был пробный, наряду с выполнением своих полномочий, продиктованных законом, дело пришлось иметь и с обратившимися не по адресу и не по тому поводу.

Согласование не для всех
Закон определил на все плановые проверки в год 50 часов на одного предпринимателя. Но жизнь наша частенько отклоняется от планов. Поводами для внеплановых проверок может быть получение информации из органов государственной власти, местного самоуправления, из СМИ об угрозе или причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такие проверки как раз нуждаются в согласовании с прокуратурой. А внеплановый  контроль за соблюдением ранее выданных предписаний или по обращению граждан о нарушении прав потребителей не требует согласования.
Далее, только в том случае органы государственного и муниципального контроля должны отправиться в прокуратуру, если собираются подступиться к субъектам малого и среднего предпринимательства. А если объект интереса – МУПы, ГУПы, на четверть государственные ОАО, то прокурорское добро не требуется. Однако некоторые органы госконтроля перестарались и пытались согласовывать проверки в отношении, например, МУПов. И, наоборот, некоторые проверяемые требовали от контролеров согласования, хотя не относятся к категории малого и среднего предпринимательства. Так, госучреждение ветеринарии жаловалось на действия Россельхознадзора.
Да, была угроза, что перечень согласуемых проверок в соответствии с 294-ФЗ существенно пополнится с 1 января 2010 года. Что в него войдет контроль налоговый, валютный, финансовый (ККТ), банковский, антимонопольный, уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и т.д. и т.п. Однако законодатели решили дать тайм-аут прокуратуре, отодвинув срок расширения сферы согласований еще на год.

50 на 50
Как только новый закон в части согласования внеплановых проверок вступил в силу, органы государственного и муниципального контроля затаились: присматривались, оценивали ситуацию. Тишина длилась две недели. А потом оживились. Но, как отмечает Роман Земцев, прокуратура их пыл остудила. Одной из причин массовых отказов стало то, что приказ Минрегионразвития об утверждении типовых форм, приказов, актов был, вежливо говоря, сыроватым. Он не учитывал особенности ст. 14 ч. 2 ФЗ-294. И в прокуратуру подавались документы, которые не соответствовали требованиям закона. Потом контролирующие органы привыкли, вникли. В результате  за половину 2009 года в прокуратуру поступило 345 заявлений, обращений о согласовании внеплановых проверок. Из них прокуратура согласовала 170, а в 175 случаях отказала (чуть больше половины). Например, в Удомельском районе отказов было аж 72% от общего количества поступивших заявлений: 5 – в связи с несоответствием предмета проверки полномочиям органов госконтроля, 11 – из-за отсутствия документов, которые необходимо приложить к заявлению о проведении проверки, 53 – по причине несоблюдения установленных законом требований к содержанию распоряжения (что уже отметили). А лидером среди поводов для отказа стало  отсутствие оснований для проведения проверки – 99 случаев.

Опасности, нас подстерегающие
И все-таки 170 заявлений на проверки было согласовано. И за каждым из них – возможная угроза опасности. Например, на дорогах: Госавтодорнадзор проверяет владельцев маршрутных такси. Были проверки магазинов, торгующих колониальным товаром, таким как курительные смеси. Они используются для ароматических целей. Однако в их состав входит искусственный каннабиноид.
Случается, когда орган госконтроля своими действиями сам создает условия для проведения внеплановой проверки. Россельхознадзор по Тверской и Псковской областям проводил плановую проверку по размещению госзаказа в одном муниципальном медицинском учреждении. Была обнаружена крупа, не соответствующая требованиям безопасности, дано предписание расторгнуть договор. Но товар, вместо того чтобы уничтожить, возвратили поставщику. А потом пришли за согласованием на внеплановую проверку этого поставщика, которому сами передали некачественное зерно. В подобном случае проверка не согласовывается. По данным прокуратуры, зерно в оборот не пошло.

В один свод
С этого года прокуратура региона должна собрать со всех органов госконтроля планы, дать им оценку с точки зрения обоснованности, сверившись с  единой базой данных единого госреестра юрлиц (выдержаны ли 3 года с момента регистрации или последней проверки), отправить, если необходимо, на исправление. А затем эти планы со всех областей и волостей (87 субъектов) обрушатся в декабре на Генпрокуратуру, которая должна в них быстро разобраться, все перепроверить и к 31 декабря вывесить на сайт.
Чтобы в этом году наверняка осилить эту работу и уложиться в сроки, в 2009-м был проведен эксперимент.
– Мы начали применять нормы, касающиеся формирования ежегодного сводного плана проведения проверок, на год раньше, – признается Роман Земцев. – Это сделано для того, чтобы иметь возможность потренироваться, определиться с порядком взаимодействия, с количеством необходимого времени. Практика показала: времени не хватает, нужны изменения, и они были внесены. Представьте, если только у управления Роспотребнадзора по Тверской области порядка 600 пунктов в плане, у Роснедвижимости – более 1200. И это только два органа. А сколько будет по всей России? В первоначальной редакции статья 9 предполагала, что мы должны получить планы до 1 ноября. В принятой поправке к закону уже говорится, что  нам предоставляют информацию до 1 сентября, до 1 октября мы вносим предложения о проведении совместных проверок, если есть накладки, до 1 ноября к нам приходят переделанные планы, мы компонуем до 1 декабря, и – в Генпрокуратуру.
Когда начали применять в учебно-тренировочном порядке еще не вступившие в действие нормы закона, большинство контролирующих органов пошло нам навстречу. Чтобы в будущем, когда закон будет обладать серьезной юрсилой, не напортачить в ущерб интересам друг друга и субъектов предпринимательства. Но?были и те, кто не понимал важности эксперимента. Проводили совместные совещания, мучились с программным обеспечением, объясняли, что информацию нужно предоставлять в exell, для экономии времени на исправления ошибок отправляли документы по электронной почте. Тверского Ростехнадзора в этом плане нет, так как он является структурным подразделением Ростехнадзора в ЦФО и соответственно формирует план на уровне федерального округа.

Уведомил – работай
294-й закон прописывает также введение порядка уведомления о начале 36 видов предпринимательской деятельности. Эта норма вступила в силу с 1 июля 2009 года. Как показала практика, органы госвласти послушно приняли нововведения. Чего не скажешь об органах местного самоуправления. Им не хотелось довольствоваться одним уведомлением, они предпочитали и дальше разрешать или не разрешать. Печально известное решение №152 Тверской город­ской думы о разрешительном порядке открытия объекта сферы розничной торговли Твери продолжало действовать по инерции, противореча федеральному законодательству. 14 августа прокуратура внесла протест по поводу бездействия депутатов, выдержала паузу. Но реакции не последовало (решение №152 было отменено 25 ноября). Стали поступать жалобы на действия администрации района во исполнение данного решения. Например, в Центральном районе отказали в выдаче свидетельства на открытие киоска по ремонту обуви г-ну Тумасову. К одной беде предпринимателя добавились и другие. Управление Роснедвижимости привлекло его к административной ответственности за использование земельного участка без оформления соответствующих документов. В результате прокурорской проверки выяснилось, что правоустанавливающие документы у него таки были: срок договора аренды с муниципалитетом на тот момент истек, но ни одна из сторон не заявила требования о его расторжении. Наложение штрафа было отменено, и предприниматель приступил к работе.

Нет предела совершенству
Закон принят, закон исполняют. Однако ничто не мешает сотрудникам прокуратуры выступать с инициативой по совершенствованию отношений органов контроля и проверяемых. Роман Земцев поясняет необходимость изменений:
– На мой взгляд, проверки, касающиеся угрозы или причинения вреда жизни, здоровью граждан и т.п., можно было бы оставить без нашего согласования. И, наоборот, некоторые неохваченные виды контроля, например, лицензионный, любой муниципальный (где есть предпосылки для процветания коррупции) было бы неплохо проводить именно через прокуратуру. А для оптимизации деятельности прокуратуры по обеспечению законности при проведении проверок наиболее важно несогласование. Необходимо наделить работников прокуратуры полномочиями обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании незаконных актов органов государственного и муниципального контроля по делам об административных правонарушениях в отношении предпринимателей. По одним нормам – общим (КоАП РФ) – такое право у них вроде бы есть, по другим – специальным (Арбитражный процессуальный кодекс) – нет. И в результате органы прокуратуры лишены такого права. А практика показывает, что факты незаконного привлечения предпринимателей к административной ответственности – не редкость. Проблема очень острая. Малое предпринимательство, обладая незначительными активами, не может обеспечить себе высококачественную правовую защиту, и участие прокуратуры в данном процессе было бы очень значимо. Мы выступили с инициативой по внесению изменений в некоторые законодательные акты (АПК РФ и ФЗ-294), предварительно обсудив их на общественном совете, и направили их в Торгово-промышленную палату РФ. В качестве ответа нам пришел из ТПП РФ проект изменений, в котором учли наши предложения. В свою очередь мы подготовили дополнительные замечания.
Автор: Татьяна ИВАНЧЕНКО, Фото: Александр СОЛОДКОВ
48

Возврат к списку

Владимир Путин пойдет на выборы-2018
Заявление Владимира Путина о намерении вновь баллотироваться на пост главы государства оправдало ожидания подавляющего большинства россиян. Делались предположения, где и когда это важное событие произойдет. Как и в прошлый раз, глава государства не спешил. 
08.12.201720:31
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость