11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура09.02.2012

Между мытарем и фарисеем

Фотограф: Архив «ТЖ»

С 5 февраля началась третья перед Великим постом неделя, в церковном календаре отмечаемая как Неделя мытаря и фарисея.

С 5 февраля началась третья перед Великим постом неделя, в церковном календаре отмечаемая как Неделя мытаря и фарисея. Многим известно, что эта седмица – сплошная, то есть без обязательного поста в среду и пятницу. Но если другие сплошные седмицы приурочены к большим праздникам, то смысл этой к праздникам отношения не имеет.

Как ни странно это может показаться людям, далеким от церкви, но отказ от поста в эту неделю – своего рода епитимья, накладываемая на верующих во избавление от греха лицемерия и обрядоверия, свойственного многим из ходящих в церковь и считающих себя на этом основании лучше тех, кто не ходит. Таков был фарисей из евангельской притчи, который благодарил Бога за то, что он не таков, как прочие люди, и не таков, как мытарь, который молился с ним рядом. Надо сказать, что в те времена мытари, сборщики податей, считались людьми презренными и ненавидимыми всеми за жадность, мздоимство и другие грехи. Фарисеи же, напротив, почитались как люди благочестивые и исполняющие ветхозаветный Закон. Но молившийся рядом с фарисеем мытарь никого не осуждал и «не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» И, по слову Христа, именно мытарь, а не фарисей, «пошел оправданным в дом свой» (Лк., 18, 13-14).

Именно эта евангельская притча, можно сказать, вела по жизни нашего земляка, замечательного духовного писателя игумена Никона (Воробьева). Он родился в селе Микшино Бежецкого уезда (ныне это территория Лихославльского района) в 1894 году. Значительная часть его жизни прошла в Вышнем Волочке, где он учился в реальном училище и где его, утратившего детскую веру, настиг глубокий духовный кризис, едва не приведший к самоубийству. Но в самый отчаянный миг оставшаяся капля веры побудила его обратиться к Господу с мольбой открыться. И произошло настоящее чудо: среди ночи вдруг мощно зазвучал церковный колокол, как бы пробудивший душу молодого человека и вернувший ее к вере.

Труден был его путь к Богу, не менее тяжким было и его служение Церкви. Будучи очень образованным и много читающим человеком, отец Никон принял для себя по-настоящему аскетический, подвижнический образ жизни. Не сломили его и четыре года, проведенные в сибирских лагерях. С 1937-го по 1944 год он снова живет в Вышнем Волочке, а когда в стране стали открывать закрытые прежде храмы, его назначают настоятелем церкви в Козельске, близ Оптиной пустыни, где отец Никон служит вместе с бывшим насельником пустыни отцом Рафаилом (Шейченко).
Последние 15 лет жизни отца Никона – с 1948-го по 1963-й – прошли в городе Гжатске (ныне Гагарин). Все эти годы он вел переписку со своими духовными чадами. В 90-е годы многие его письма были собраны и изданы.

Ныне книга писем игумена Никона признана как выдающийся и едва ли не единственный образец современной аскетической литературы. Аскетизм в православном понимании вовсе не сводится к изнурительным ограничениям в пище и сне. Отец Никон как раз и предупреждал многих от излишнего увлечения этими внешними по сути признаками благочестия, которые могут привести человека не к Богу, а к врагу рода человеческого, улавливающего нас через горделивое самовозвышение, свойственное тем, кого мы сегодня называем фарисеями. Мы прекрасно понимаем, что фарисейство проявляется не только в церковной жизни, но и в обычной, земной: в публичных выступлениях политиков, бизнесменов, на тех же митингах, где сторонники разных партий призывают друг друга к тому, что не собираются исполнять сами.

Игумен Никон избегал каких-либо разговоров о самом себе и если все-таки касался в письмах собственного опыта, то говорил только о своих ошибках и искушениях, которым подвергался. Даже прозорливость свою, очевидную для окружающих, он всячески скрывал. «Это я говорю не по прозорливости, а по любви», – замечал он всякий раз, но то, что он говорил, всегда сбывалось. Не допускал он и того, чтобы его называли духовным отцом – только духовником. Не требовал он и беспрекословного послушания, всегда только советовал. Единственным его конкретным предупреждением было такое: «Если кто-нибудь из священников вам скажет «Идите за мной, я вас буду вести по духовному пути» – бегите от него, этот человек в прелести». Смиренность мытаря и сознание своей греховности – вот что он стремился воспитать в самом себе и в своих учениках. И хотя ничего принципиально нового эта позиция игумена Никона в понимание христианства не вносила, но в условиях полного соблазнов ХХ, да и нынешнего XXI века она составляет особую ценность для всего православного мира.

Автор: Сергей ГЛУШКОВ
3

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию