27 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика09.02.2012

Школа самостояния

Фотограф: Татьяна Данилова

Жизнь за пазухой у бюджета имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, государство определяет фиксированную смету, а ты предоставляй госуслугу. Объем и качество выполненной работы по большому счету не влияют на получаемую сумму. С другой стороны, когда все вокруг так быстро меняется, масса новых возможностей и в информационном, и в управленческом, и в прочих пространствах, хочется развиваться более интенсивно, а это уже выход за пределы сметы.

Жизнь за пазухой у бюджета имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, государство определяет фиксированную смету, а ты предоставляй госуслугу. Объем и качество выполненной работы по большому счету не влияют на получаемую сумму. С другой стороны, когда все вокруг так быстро меняется, масса новых возможностей и в информационном, и в управленческом, и в прочих пространствах, хочется развиваться более интенсивно, а это уже выход за пределы сметы.

Слова «рыночная экономика» и «конкуренция», конечно, беспокоят, но и будят желание выдать миру что-нибудь новенькое, проявить себя с неожиданной стороны. И, естественно, получить дополнительные средства на те же ремонты, модернизацию оборудования. Не секрет, что часть бюджетных учреждений уже несколько лет как предоставляла платные услуги, доходы с которых расходовались по-разному. Все это стало предпосылками для разработки нового Федерального закона №83. Он позволил бюджетным учреждениям выбирать себе статус по интересам и возможностям, разбив их на три категории: казенные, бюджетные и автономные. Цель данных реформ Председатель Правительства РФ Владимир Путин охарактеризовал так: «Цели – повысить качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств; снять устаревшие и избыточные ограничения в работе социальных учреждений страны; переориентировать их на запросы и интересы граждан России». Вот ради кого все затевалось: ради потребителя, коим является каждый из нас.

В Тверской области процесс по расслоению бюджетников на три категории пошел. По данным министерства финансов региона, к середине января из 507 учреждений области казенных – 67 (13,2%); бюджетных – 431 (85%), автономных – 9 (1,8%). Кстати, среди немногочисленных автономных и редакция газеты «Тверская Жизнь». Переход на новые рельсы в разгаре, осознание и своей самостоятельности, и своей ответственности в изменившихся условиях еще не завершено.
Министр финансов Тверской области Ирина Северина поясняет суть реформы:

– Следует признать, что назрела необходимость совершенствования механизмов оказания государственных (муниципальных) услуг. Прежде всего для повышения уровня их качества. Новый 83-й Федеральный закон проводит эту идею через предоставление свободы и повышенной ответственности. Он предлагает учреждениям выбрать тип, в соответствии с которым они либо ничего не меняют (казенные продолжают жить по смете), либо получают определенные свободы: вести коммерческую деятельность, распоряжаться финансами (бюджетные или автономные).

Казенные ориентированы чисто на предоставление госуслуги и не должны отвлекаться ни на что иное. У остальных есть возможность сочетать выполнение госзадания и свободное развитие. Последние будут получать государственное (муниципальное) задание на оказание услуг и субсидию на его выполнение. Нужно подчеркнуть: перечень бесплатных госуслуг не сократится. Чем качественнее будут услуги, чем больше потребителей привлекут учреждения (в хорошую поликлинику придет больше посетителей, чем в плохую), тем больше будет субсидия. Конечно, останется госконтроль учредителя за деятельностью бюджетных и автономных учреждений. И в самом госзадании определены показатели объема и качества, и в соглашении по выделению субсидии обозначены нормы контроля. Более того, там же сказано о возможности сокращения размера субсидии либо частичном или полном возврате средств в двух случаях: если госзадание выполнено не в полном объеме или некачественно и если выявлены факты нецелевого расходования средств. Еще раз подчеркну ключевые понятия реформ: ответственность и качество.

Есть варианты
Уже в ближайшем году в рядах автономных ожидается пополнение. Из восьми стоящих в очереди два подведомственны Министерству образования: Тверской областной институт усовершенствования учителей и Центр информатизации образования Тверской области. О том, каким видятся будущее учреждения, перспективы и задачи, стоящие перед коллективом, мы разговариваем с директором Тверского областного института усовершенствования учителей Сергеем Махновцом. Кстати, наш собеседник озвучил такой факт: в Новгородской области все образовательные учреждения – школы и детские сады – поголовно автономные. Что ж это мы отстаем?
– Я считаю, что каждый новый шаг нужно делать ответственно и взвешенно. Да, в Новгородской области одним махом образовательные учреждения ушли, например, от Федерального закона о госзакупках №94, который действительно затягивает многие процессы, те же ремонты. Но до таких глобальных изменений, экономических, правовых, прежде всего должен созреть руководитель учреждения. Когда переход происходит массово – вряд ли каждый директор может уверенно сказать, что он готов к принятию на себя возросшей ответственности. Чтобы сломать стереотипы у руководителя, нужно время. И сейчас новгородцы, анализируя ситуацию, видят, что не все прошло гладко, есть и ошибки.

– Значит, тверское постепенное и осторожное вхождение в автономию обоснованно?
– Абсолютно. Переход на новую форму рекомендуется по мере готовности учреждения. А чтобы эту меру повысить, у нас в регионе, в частности, министерством финансов была проведена большая разъяснительная работа. Также прошли обучающие семинары, организованные Высшей школой экономики. И что особенно важно – создаются условия для функционирования и развития в новом качестве.

– Можете ли проиллюстрировать это на примере своего института?
– Чтобы мы могли совершенствоваться в своей основной деятельности, много сделано региональной властью, министерством образования. В частности, в институте автоматизировано практически каждое рабочее место. Во всех аудиториях – интерактивные доски, имеется возможность проведения видеоконференций, курсов повышения квалификации в режиме дистанта. Есть два сервера, где мы можем создавать достаточно большие массивы. Было отремонтировано основное здание. Причем капитальный ремонт проходил поэтажно, не прекращая процесса повышения квалификации. В 2011 году капитально отремонтировали общежитие, которое было торжественно открыто на прошлой неделе. (Об этом уже писала наша газета. – Прим. автора) Отсутствие общежития влекло бы проблемы – нужно было бы договариваться о проживании, разрывать учебный процесс. Есть ряд подобных институтов, у которых нет общежития. А наши слушатели теперь могут спокойно погружаться в тему в рамках курса повышения квалификации, не отвлекаться на бытовые проблемы, есть возможность групповой работы по написанию проектов, где очень кстати придется Wi-Fi.

Сейчас мы переживаем промежуточный этап – в 2011–2012 году будем бюджетными. И к 13-му году созреем до автономии, взяв на вооружение опыт других субъектов. Кстати, более чем в 50 регионах подобные институты переходят к этой форме.

– Логичным ли вам кажется переход учреждений дополнительного профессионального образования в автономию?
– В соответствии с законом 83-ФЗ в Министерстве образования РФ были разработаны методические рекомендации по выбору того или иного статуса учреждения. Системе дополнительного профессионального образования рекомендуется автономия, которая позволяет наиболее свободно, гибко, мобильно осуществлять повышение квалификации как педагогических, так и управленческих кадров. Считаю такой подход вполне обоснованным. Одним из заметных отличий бюджетного учреждения от автономного является, как я уже отмечал, нераспространение на него 94-го Федерального закона. Это позволяет сократить время прохождения всяких конкурсных процедур. Не следует делать вывод, что никакого конкурса не будет и руководитель единолично станет принимать решения, например, о привлечении того или иного подрядчика. В любом случае в автономном учреждении предусматривается такая структура, как наблюдательный совет (через который реально осуществляется расширение влияния общественности в сфере управления образования). И определенный конкурс, анализ будет проводиться через него.
Также в рамках автономии мы станем более мобильными в ценообразовании.

– Кстати, о ценах, что волнуют ваших потребителей – образовательные учреждения. Будет ли стоимость услуг адекватной и где гарантия этого?
– Мы же на рынке. Кто к нам пойдет, если будет дорого? На сегодняшний день в Тверской области организаций, имеющих лицензии и повышающих квалификацию, более 15. А также можно получить эти же услуги дистанционно в Москве.

– Не пугает ли конкуренция и какой вы видите свою нишу?
– Здоровая конкуренция должна быть. Чем больше образовательных учреждений будут оказывать услуги дополнительного профессионального образования, тем лучше – у учителя появляется вариативность. А мы берем на себя функцию администрирования, налаживаем сетевое взаимодействие. Например, есть инвариантная часть программы повышения квалификации, а есть вариативная. Сейчас для всех актуально введение стандартов второго поколения. По сути меняется парадигма образования, и всех учителей нужно пропустить через данную информацию, чтобы изменились подход, сознание. А вариативную часть учитель должен выбрать сам в зависимости от своих потребностей, интересов образовательного учреждения, проблем, опыта. И один наш институт, как бы мы ни хотели, все необходимые варианты обеспечить не сможет. Например, у учителя физики есть проблемы с практикумами. Почему бы в рамках вариативного модуля не пройти курсы в университете или на стажерской площадке у преподавателя физики, который является победителем нацпроекта, имеет свою метод­систему?! Институт усовершенствования учителей должен взять на себя вопрос администрирования, обратной связи. Мы знаем, что есть прекрасный химик в Лихославле, а иностранный язык лучше преподнесут в Твери в 12-й гимназии. В последние 3–4 года активно развиваются стажерские площадки в базовых опорных школах. Чтобы приблизить образовательные услуги к потребителю, организовываем площадки в области. В Вышнем Волочке учителям начальной школы дают основы деятельностной педагогики. На протяжении 4 лет они там проходят полностью курсы повышения квалификации по нашим программам, прошедшим апробацию и лицензированным в Москве.

Также мы готовим тренеров-преподавателей для решения конкретных задач. После учебы у нас они в своих муниципалитетах смогут осуществлять методическую поддержку.

Развивается дистанционное повышение квалификации в рамках кейсовой технологии. Мы даем пакет материалов – кейс (пособия, раздаточные материалы, дидактические) для самостоятельного изучения. Сейчас стоит задача отработать элементы в онлайн. Чистого дистанта быть, на мой взгляд, не должно. Учителям нужны общение, обсуждение проблем, проектирование изменений.
Или возьмем ту же тему перехода в автономию. Наработав свой опыт, участвуя в семинарах, мы тоже сможем оказывать методические услуги, проводить окружные семинары, на которых выяснять практическую реализацию закона, возникшие затруднения, типовые вопросы и вырабатывать рекомендации.

* * *
Бюджетные учреждения переживают свое перерождение. И в этом процессе все более фактурно и выразительно должен просматриваться их клиент, их читатель, потребитель их услуг. Для которого и задуманы все перемены.

Автор: Татьяна ИВАНЧЕНКО
17

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Верхневолжье показало участникам инвестиционного форума «Сочи-2017», куда бизнес должен вкладывать деньги
Что объединяет производство по выпуску сыров, предприятие по переработке масличных культур и создание авиационных теплообменников? Все эти проекты реализуются или будут реализованы в Тверской области.
27.02.201721:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию