08 Декабря 2016
$63.91
68.5
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика06.02.2012

Абонент поневоле

Фотограф: www.smartphone.ua

В правилах предоставления услуг сотовой связи назрели изменения.

В прошлом году Управлением Роспотребнадзора по Тверской области рассмотрено 140 устных и письменных обращений граждан с жалобами на действия операторов связи, в том числе мобильной. Защитить потребителей при нынешнем законодательстве бывает довольно проблематично, признают в управлении. Некоторые пункты «Правил оказания услуг подвижной связи», действующих в настоящее время, настолько гибки, что суды иногда по идентичным спорам принимают совершенно полярные решения. Проект новых правил для операторов сотовой связи уже готов.

Предполагается, что он будет рассматриваться депутатами в этом году. Однако будет ли проект утвержден в нынешней редакции, эксперты сомневаются: операторы сотовой связи обязательно попытаются лоббировать свои интересы. Между тем необходимость изменения правил дейст-
вительно назрела, рассказали нам в Управлении Роспотребнадзора по Тверской области.

На чьей стороне правда?

Чаще всего абоненты сотовой связи жалуются на то, что операторы меняют тарифные планы в одностороннем порядке. Понятно, что не в пользу потребителя, у которого 
деньги начинают уходить со счета заметно с большей скоростью. 

– По правилам оказания услуг подвижной связи оператор обязан не менее чем за 10 дней извещать об изменении тарифов через средства массовой информации, – рассказывает главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Татьяна Полесова. – Оператор действительно размещает информацию на своем сайте, который зарегистрирован как СМИ, но ее мало кто видит. Кроме этого, в правилах есть пункт 48.1, в котором говорится: 

«...изменение договора оформляется путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме, либо путем совершения абонентом конклюдентных действий, перечень и порядок осуществления которых определяется оператором связи». То есть абонент, который еще не знает о смене тарифного плана, но вносит платеж, тем самым соглашается с новыми условиями. Этот пункт был введен в 2007 году и оспаривался в Верховном суде с указанием на то, что данная норма наделяет оператора связи ничем не ограниченным правом самостоятельно определять условия и порядок действий абонента по изменению договора. Суд не удовлетворил заявление. Но 
Роспотребнадзор все же полагает, что этот пункт ограничивает права потребителей, которые являются более слабой стороной в гражданско-правовых отношениях с операторами связи. 
Предполагается, что в новые правила будет внесен ряд существенных поправок, направленных на защиту интересов абонентов. В числе наиболее важных — отмена оплаты за изменение тарифного плана, неустойки за задержание срока оплаты, обязательная тарификация с посекундным учетом. 

Помоги себе сам 

SMS-сообщения стали с некоторых пор излюбленным способом рекламирования различных товаров и услуг. Многие задаются вопросом, как их номер телефона вдруг стал достоянием рекламодателей. В первую очередь принято ругать оператора сотовой связи. Между тем зачастую мы сами оставляем свои номера, заполняя анкеты покупателя, участвуя в различных промоакциях и, наконец, подписывая наскоро прочитанные договоры, где очень мелким шрифтом написано: согласен на передачу персональных данных третьим лицам. 

Для того чтобы узнать, что именно послужило источником утечки телефонных контактов, необходимо время. За соблюдением Закона «О персональных данных» следит Роскомнадзор.
– Но я хочу заметить, что человек и сам может попробовать разрешить проблему, если на него сыплется чрезмерное количество рекламных предложений, – говорит Татьяна Полесова. – Можно позвонить в организацию, телефон которой указан в сообщении, и поинтересоваться, как к ним попал ваш номер телефона. Вполне возможно, что они сошлются на договор, подписав который, вы согласились на передачу своих данных. Однако следует учесть, что по Закону «О персональных данных» письменное согласие можно считать правомерным только в том случае, если оно включает в себя целый перечень условий. Например, в договоре должны быть указаны конкретные действия с персональными данными, на которые вы даете согласие; срок, в течение которого действует согласие субъекта, а также способ его отзыва и многое другое. Это, как правило, не выполняется.

Самостоятельные шаги по выяснению источника утечки данных помогут контролирующим органам (если вы к ним решите обратиться) быстрее наказать нарушителей закона. 

Интернет только на бумаге

Одной из распространенных услуг, которую предлагают сегодня почти все сотовые операторы, является беспроводной доступ в Интернет. Комплекты с USB-модемом продаются в салонах наряду с обычными SIM-картами. Скорость приема в характеристиках указана весьма расплывчато — к примеру, до 14 Мбит/сек. Поэтому вполне вероятно, что в работе модем будет стремиться скорее к нулю, нежели к верхнему пределу скорости. Кажется, никто никого не обманул: «до» может служить оправданием оператору. А вот на деле потребитель услугу не получает. Таких жалоб в Управление Роспотребнадзора тоже поступает немало. Однако, по словам Татьяны Полесовой, это уже касается качества связи, а оно контролируется Роскомнадзором. И все-таки обезопасить себя от нерабочего модема можно попробовать еще при его покупке: обязательно расскажите продавцу о том, где вы будете его чаще всего использовать. Дилеры должны владеть информацией о зонах покрытия сотовых операторов. Так или иначе о случаях отказа в возврате денег за бесполезный модем в отделе по защите прав потребителей пока ничего неизвестно.

Навязались!

Среди множества сообщений, приходящих на мобильный, кроме рекламы от третьих фирм есть масса предложений от самих операторов. Как правило, это дополнительные бесплатные услуги, подключаемые пользователю. Однако спустя месяц, если абонент не произвел определенных действий для отказа от них, с лицевого счета абонента начинают сниматься деньги. 

– Мы опять возвращаемся в пресловутый пункт 48.1 «Правил оказания услуг подвижной связи». Исходя из него, позиция судов очень разная: с одной стороны, почему надо заставлять абонента совершать некие действия, чтобы отказаться от того, что он не просил. С другой – вся информация до абонента была доведена, значит, его бездействие можно считать согласием на оказание услуги, – рассказывает главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей. – Поэтому ждем новых правил, которые отрегулируют эти моменты. 

Хитрый SMS-центр

В ближайшее время Управление Роспотребнадзора по Тверской области намерено обратиться в суд с иском против ОАО «Мегафон». Дело в том, что со счетов абонентов этого сотового оператора списываются средства за все отправленные сообщения независимо от того, получено оно адресатом или нет. Причина в том, что центр SMS-сообщений Мегафона по условиям договора с потребителем относится к абонентским устройствам, сигнал которых приравнивается к ответу вызываемого лица и служит началом отсчета продолжительности соединения. Таким образом, как только сообщение попало в этот центр, с абонента сразу снимается определенная сумма.

Управлением Роспотребнадзора по Тверской области совместно с Управлением Роскомнадзора по Тверской области установлено, что это нарушает права потребителей. Эта позиция уже подтверждена судебными решениями. Однако изменений в порядке расчета ОАО «Мегафон» пока не внесло. Поэтому абоненты вправе обратиться с требованием к ОАО «Мегафон» о возврате денежных средств в случае обнаружения фактов списания денег за не полученные адресатом сообщения. 

Если заявленное требование не будет удовлетворено оператором, то потребитель может обратиться с иском в суд. При этом он освобождается от уплаты госпошлины и может заявить ходатайство о привлечении Роспотребнадзора для дачи заключения по делу. 
Автор: Татьяна ДАНИЛОВА
7

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию