21 Августа 2017
$59.36
69.72
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 02.02.2012

Кому предложить бутерброд

Фотограф: Архив «ТЖ»

Памятуя о том, что все решают кадры, у нас всерьез взялись за подготовку профи, способных в ближайшей перспективе такой прорыв обеспечить. Вот и в нашей области под занавес минувшего года возросло количество специально обученных и получивших соответствующие дипломы специалистов по управлению инновациями.

Памятуя о том, что все решают кадры, у нас всерьез взялись за подготовку профи, способных в ближайшей перспективе такой прорыв обеспечить. Вот и в нашей области под занавес минувшего года возросло количество специально обученных и получивших соответствующие дипломы специалистов по управлению инновациями. В их ряды влились выпускники Президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства, прошедшие подготовку по образовательной программе «Менеджмент в сфере инноваций». Обучение велось на базе Тверского государственного университета. Рассказывает куратор проекта, профессор ТвГУ Галина 
Лапушинская:

– Эту проектно ориентированную программу подготовки специалистов такого востребованного ныне профиля Минэкономразвития запустило в 2010 году, и у нас в области состоялось уже два выпуска подготовленных в ее рамках специалистов. Она является составной частью известной Президентской программы подготовки управленческих кадров, которой, кстати, в этом году исполняется 15 лет, но при этом реализуется в совершенно новом формате и исключительно для реального бизнеса. Численность слушателей в группе не должна превышать 10 человек. Занятия для них проходят в особом режиме: фактически они получают образовательно-консультационную помощь в разработке собственного проекта изменений, который им предстоит реализовать в своей компании и, что принципиально, продвигать полученный в итоге продукт на рынках. Программа рассчитана также на то, чтобы научить создателя инновационного продукта с максимальной выгодой продавать этот продукт потребителям, что, по сути, и является конечной целью процесса управления инновациями. Группы проходят обучение в течение трех месяцев. За это время, диагностируя проблему, выбирая направление развития своей компании, они создают для нее тот проект, который способен увеличить ее доходы. А это в свою очередь означает рост налогов, доходов работников, увеличение заказов смежникам и т.д.

Может возникнуть резонный вопрос: отчего у нас столь долго шли к пониманию правильности именно такого подхода к инновациям? Ответ здесь кроется в плоскости ментальности. Дело в том, что в России на первых порах сложилась и до сих пор имеет место своя специфика определения того, что же есть инновации в бизнесе, и это определение существенно разнится с принятым во всем развитом мире. Мы под инновациями понимаем открытие, изобретение. То есть нечто из научно-технической сферы, разработку. А во всем мире разделяют понятия так: наука – затраты в знания, а инновации – это знания, дающие деньги. Такую систему взглядов на эти вещи поясню на следующем примере. Представьте обычную банку, вроде консервной, – закрытую, без этикетки. Так вот, открыть эту банку и увидеть, что там внутри, – это открытие. Если мы то, что в банке, научились намазывать на хлеб, – это изобретение. А вот если мы правильно определили, кому и как выгодно продать этот изготовленный бутерброд, то это и является инновацией. То есть по сути своей инновация во всем мире – это то, что связано с коммерциализацией разработок. И в этом контексте наша программа рассчитана на то, чтобы помочь компаниям понять, как они могут за счет программ развития повысить свою доходность. 

А во всем мире коммерциализация инноваций – это уже испытанный инструмент, с помощью которого страны обеспечивают себе инновационные прорывы. Я недавно побывала в Германии на стажировке в земле Баден-Вюртемберг. Это регион развитого машиностроения, там расположены заводы компаний «Порше», «Мерседес», «Даймлер». И они делают акцент на прорывные инновации, создают партнерство между компаниями различного профиля, участвующими в производстве автомобилей. Это могут быть и металлургические, и химические, и текстильные производства, выпускающие металлические и пластиковые детали машин, масла, лаки и краски, обивку и т.д. И именно на базе партнерства пытаются выйти на производство новых материалов, освоение новых технологий. Это тоже пока непривычно для России, у нас ведь считается, что чем инновационнее компания, чем больше у нее разработок, тем закрытее она должна быть. Мол, это ведь источник конкурентного преимущества, который надо беречь, как Кощей – свой заветный сундук. 

А в Европе, и в той же Германии, исходят из того, что прорыв можно обеспечить только на партнерстве. К примеру, производители знают, что если сегодняшний мегатренд – переход на электромобили и все они занимаются их разработкой, то новации в производстве деталей, использование новых материалов – это те сферы, где идеи осваиваются в складчину. Тот же, кто не учел тренда и продолжает клепать морально устаревшие детали, попросту выпадет из технологической цепочки, отсеется. Но и в самой цепочке произойдет сбой, пока не появится новый поставщик. Отсюда следует вывод: конкретная компания только тогда может сделать прорыв, когда все ее партнеры, контрагенты работают в едином направлении. 

А база для развития инновационного мышления закладывается у будущих специалистов еще в годы учебы в вузах. В Германии наша группа стажеров побывала в университете в городе Карлсруэ. Этот вуз, как нам объяснили, объединился с научно-исследовательским институтом, «породнив» таким образом науку и производство. Задействован там, ко всеобщему благу, и принцип коммерциализации: университет имеет синхрофазотрон, который предоставляет в использование малому предприятию, организованному профессором этого университета. Ведь на самом деле все логично: высокотехнологичное оборудование дается в использование профессионалу. При этом вуз фактически не берет с него денег, потому как предполагает, что использование техники таким вот образом – ориентируясь на бизнес – позволит обеспечить новый прорыв на этом оборудовании. И договоренность между вузом и этой малой фирмой состоит в том, что последняя обязуется брать на практику дипломников вуза, привлекать их к разработке новых технологий – не фундаментальных, которыми занимается сам университет, а прикладных. И вот такая возможность вывести столь высокотехнологичное оборудование, принадлежащее государственному вузу, для использования в коммерческих целях – это то, чего нам в России сегодня очень не хватает. Причем никаких нормативных запретов на сей счет нет, причина здесь – исключительно в шаблонности мышления.

То есть, возвращаясь к нашей «бутербродной» метафоре, мы по менталитету больше ориентированы на то, чтобы открыть банку, в крайнем случае – намазать бутерброд. А теперь необходимо научиться понимать, кому его предложить, кто за него готов платить. 

Потому так и востребована наша программа, позволяющая понять, что может послужить проектом развития для компаний, которые представляют обучающиеся. И в ряде компаний это уже по достоинству оценили. К примеру, в 2010 году ООО «ДКС» на программе представляла Татьяна Дорошенко, она разрабатывала проект запуска в России производства металлических шкафов серии RAM-block для создания системы управления, контроля или распределения энергии. Реализация проекта способствует не только замещению на рынке дорогих импортных товаров отечественными, но и получению компанией дополнительной прибыли и созданию 44 новых рабочих мест. Пройдя программу и защитив проект, молодой специалист была направлена на стажировку в Австрию, на одно из предприятий химической промышленности. Успех ее обучения на программе привел к тому, что уже во второй группе от ДКС у нас было два слушателя. То есть компания почувствовала реальную отдачу от программы. 

Хотелось бы отметить также, что пройти подготовку по программе «Менеджмент в сфере инноваций» могут не только производственники, но и представители научных учреждений. В соответствии с постановлением Правительства РФ №217 образовательным учреждениям теперь можно создавать малые инновационные предприятия. И, таким образом, если у вуза есть патенты, то участие его сотрудников в такой программе – это возможность рассчитать, насколько выгодным будет запуск его в производство. Кстати, в нашем первом выпуске менеджеров инновационной сферы был представлен Тверской технический университет, слушатель которого, Михаил Разумов, прорабатывал идею организации инструментального производства ООО «ТГТУ-техоснастка», опираясь на четыре полученные вузом патента. 

Очень важно также и то, что на этот проектно ориентированный курс могут идти и выпускники Президентской программы прошлых лет. Уж они-то, как никто другой, имеют предметное представление о ее эффективности. Вероятно, особенно заинтересует это предложение тех из них, кто уже создал собственное предприятие, наладил производство продукции. Ведь традиционному бизнесу зачастую некогда задуматься о перспективах развития – текучка заедает. А сделать проект развития с помощью специализированной программы – это уже реальная возможность.
Автор: Светлана БАКАРДЖИЕВА
29

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость