23 Августа 2017
$59.04
69.59
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 27.01.2012

Знания, помноженные на боевую хитрость

Фотограф: Архив «ТЖ»

Имя этого летчика – Андрей Боровых – почему-то запомнилось мне с детства, когда я набивал портфель книжками про войну в Весьегонской районной библиотеке. Наверное, не только подвигами, но и основательностью самой фамилии. Как будто белый гриб-боровик, один из тех, что росли в бору поблизости от нашего дома.

Имя этого летчика – Андрей Боровых – почему-то запомнилось мне с детства, когда я набивал портфель книжками про войну в Весьегонской районной библиотеке. Наверное, не только подвигами, но и основательностью самой фамилии. Как будто белый гриб-боровик, один из тех, что росли в бору поблизости от нашего дома. 

Андрей Егорович Боровых родился 30 октября 1921 года в Курске, в 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. Он был оставлен здесь инструктором как лучший из лучших, и следующий подготовленный им выпуск оказался к концу войны самым титулованным в ВВС: он один дал стране 54 Героя Советского Союза, четырех дважды и одного трижды Героя. Чугуевские выпускники 1941 года сбили около 1000 неприятельских самолетов.

Воевать Андрей Боровых начал с декабря 1941 года. К моменту представления его к первому званию Героя Советского Союза он сбил 26 самолетов противника, из них 19 – на Калининском фронте. Первую победу Андрей Егорович одержал в первом же бою: 16 февраля севернее Торопца огнем из 20-миллиметровых пушек, которыми он, по примеру Бориса Сафонова, заменил на своем «Харрикейне» крыльевые пулеметы, Боровых уничтожил «Хенкель-126», использовавшийся немцами для ближней разведки.

Следующие 10 побед он одержал за полтора месяца, в феврале – начале апреля 1942 года, также в небе над торопецкой, холмской и андреапольской землей. 18 и 25 февраля его добычей вновь стали «Хенкели». Если иметь в виду, что всего их на Восточном фронте было 275, то выходит, что каждый сотый из них был сбит одним Андреем Егоровичем за каких-то десять дней. 28 февраля его жертвой стал огромный военно-транспортный самолет «Юнкерс-52», про который Гитлер говорил, что генерал Франко должен поставить памятник этой машине, которая своими перевозками войск обеспечила ему победу в гражданской войне в Испании.

Механик Горбовский, обслуживавший самолет А.Е. Боровых и гордившийся этим, писал после войны: «Особенно запомнился мне февраль 1942 года. Наш аэродром, расположенный тогда под городом Торопцем Калининской области, подвергался частой бомбардировке. Морозы в ту зиму стояли жестокие. Лежать на земле под самолетом для его починки было само по себе нелегко. Меховая одежда согревала мало, сильно обмороженные руки плохо слушались. Выручала нас, механиков, высокая по тем временам норма питания, да иногда «боевые сто грамм», достававшиеся нам в случае, если летчики не возвращались с боевого задания. Механикам по уставу эти «боевые сто» не полагались. В тот памятный день, когда начался особенно яростный обстрел аэродрома, я лежал под самолетом, снимая бензобак. Девушки-зенитчицы «пропустили» немецкий самолет. Фашисты обстреливали нас «лимонками» — снарядами, которые разбивались на множество осколков. Сильно пострадал не только наш аэродром, но и землянки, где мы жили. Чудом удалось уцелеть».

3 марта над деревней Верхний Ополец северо-западнее Андреаполя Боровых уничтожил раритетный самолет – бомбардировщик «Дорнье-215», которых заводы Германии выпустили всего 101 единицу. Международный женский день Андрей Егорович встретил четырьмя победами: 7 марта он сбил бомбардировщик «Ju-88», а 8 марта сразу три вражеские машины – «Ju-52», «Ju-88» и истребитель «Ме-109».

21 марта над окраиной Торопца он уничтожил бомбардировщик «Ju-88», а 6 апреля – два «Ju-52» северо-западнее Холма. Младший лейтенант Боровых стал командиром звена, был награжден орденом Красного Знамени. 

Компенсировать технические преимущества вражеских машин ему помогали тактическая грамотность и военная хитрость, которые всегда использовал наш ас: «Летчик должен не только в совершенстве владеть самолетом, но и обладать военной хитростью. Знания, помноженные на военную хитрость, – в этом успех боя, ключ к победе над самым сильным и коварным врагом». 

В начале июля 1942 года основные боевые полеты Боровых выполнял в районе города Белого, причем делал это очень успешно. Так, 2 июля он сбил здесь «Ju-52», 4 июля – еще один такой же, а также истребитель «Ме-109». Наконец, 6 июля он отправил к земле полыхающим костром второго «мессера». Итак, уничтожено четыре самолета врага за пять дней практически в одном уголке неба.
20 августа в ходе Ржевско-Сычевской наступательной операции Андрей Боровых сбил в районе Ржева бомбардировщик «Ju-88», а 28 августа провел воздушный бой в районе Зубцова, где на глазах командующего фронтом генерал-полковника Ивана Конева сбил «Ju-88» и «Ме-109», получив благодарность за отличное ведение схватки. Имя его становится известным в частях фронта, вместе с опытом приходит хладнокровие, еще больше укрепляется уверенность. 

Этими победами завершился его путь во фронтовом небе Верхневолжья, пролегший дальше через Орел и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву и закончившийся под Берлином. В тяжелых воздушных боях лета 1943 года на Курской дуге уже на «Як-7Б» Боровых сбил еще 8 немецких самолетов. В одном из боев он выбросился с парашютом из горящей машины, но на следующий день, едва вернувшись в полк, вновь вылетел на боевое задание. В этих боях он в буквальном смысле встал на защиту родного дома: в недавно освобожденном Курске оставались родители, братья и сестры. Позднее он узнает, что отец, Егор Григорьевич, погиб при налете немецкой авиации. 

24 августа 1943 года за 341 успешный боевой вылет и участие в 55 воздушных боях, в которых он сбил лично и в группе 26 самолетов противника, командиру звена 157-го истребительного авиаполка 273-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии младшему лейтенанту Андрею Егоровичу Боровых было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 1077).

Весной 1944 года полк был перевооружен на «Як-3» – истребитель, превосходивший большинство современных ему немецких аналогов. На этой машине Боровых участвовал в Белорусской операции, в освобождении Польши, в боях на Берлинском направлении. Этот его истребитель уже не получил ни одной пробоины. Последнюю воздушную победу наш ас одержал 16 апреля в небе Германии близ города Оберсдорфа.

23 февраля 1945 года за сбитые в последующих 49 воздушных боях еще 19 вражеских самолетов командир эскадрильи 157-го истребительного авиаполка капитан Андрей Егорович Боровых стал дважды Героем Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 62). Всего за годы войны он совершил около 470 успешных боевых вылетов, сбив лично и в группе 46 самолетов противника.
После войны в числе двадцати дважды Героев Советского Союза, так называемой «золотой орды», капитан Боровых был зачислен в Военно-воздушную академию. По ее окончании он командовал полком, дивизией, освоил многие типы боевых реактивных самолетов, стал заслуженным военным летчиком СССР. 

В 1957 году Андрей Егорович окончил Военную академию Генштаба, и в его жизни наступил длительный период, когда он занимал очень высокие командные должности. С 1968 года генерал-полковник авиации Боровых в течение почти десяти лет командовал авиацией противовоздушной обороны СССР, а затем работал консультантом в Институте военной истории Министерства обороны. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и СССР.

До сих пор не вполне ясны обстоятельства его кончины 7 ноября 1989 года, лет двадцать об этом не было вообще никакой информации. Лишь недавно опубликована журналистская версия, что он был убит хулиганами. Как отклик на нее, появилось интервью друга Боровых генерала Москвителева, в котором он утверждает, что Андрей Егорович пошел в праздник в магазин и умер на улице от инсульта. Тело подобрали и опознали не сразу (документов при нем не было, милиция отнеслась к делу формально), и дважды Героя пришлось хоронить в закрытом гробу. 
Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
76

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость