24 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Гордость земли Тверской23.01.2012

Гори ярко, живи ясно

Фотограф: Архив "ТЖ"

Край вдохновения Валентина Сидорова.

На мобильном телефоне Валентина Михайловича установлен не обычный рингтон или стандартная мелодия звонка – когда кто-то из друзей или коллег набирает его номер, из трубки разносится веселая песня деревенского петуха: «Ку-ка-ре-ку!»

В этом весь Валентин Михайлович, в этой песне – все его отношение к жизни, к людям, к Родине, которую он славит на протяжении всей своей жизни.

Представлять этого художника тверитянам нет особой нужды – Валентин Михайлович не только родился на тверской земле, но и едва ли не все свое творчество посвятил своей малой родине.

Действительный член Российской академии художеств, лауреат нескольких Государственных премий, почетный председатель Союза художников России, президент Международной конфедерации Союзов художников СНГ, профессор Суриковского института, Валентин Сидоров свой жизненный и, по сути, творческий путь начал в деревне Сорокопенье Корчевского уезда, откуда происходил отцовский род. В соседнем Коровине, на другом берегу Волги, родилась мать. Прадед и прабабушка были крестьянами князя Григория Гагарина, вице-президента Императорской Академии художеств, прабабушка художника кормила детей князя, прадед участвовал в русско-турецкой войне, многие годы работал перевозчиком на Волге, а зимой – ямщиком. Он обладал замечательным голосом – в округе не было песенника лучше. Деда художника в округе знали как прекрасного резчика по дереву. Не отсюда ли в Сидорове артистический дар?! Вопрос этот, впрочем, риторический. Кто же скажет, откуда у человека дар берется? Главное, что дар, проявившийся, быть может, однажды, случайно (хотя случайного, мы знаем, в жизни мало), заметили и дали возможность ему развиться и окрепнуть.

Первый рисунок – на печке

В родном Сорокопенье Валентин Сидоров провел первые восемь лет жизни, здесь, на среднерусских просторах, вблизи от волжских вод и берегов, вдохновлявших русских живописцев, он и начал рисовать. Художник вспоминает, что один из самых первых своих рисунков он сделал на только что побеленной мелом печи – на белоснежном квадрате будущий академик нарисовал углем... петуха, которого увидел во дворе.

Мне кажется, такое раннее стремление к художественному самовыражению роднит Валентина Сидорова с Венециановым, начавшим писать картины очень рано. Стоит ли удивляться, что именно творчество Алексея Гавриловича привило нашему герою любовь к русской природе, ко всему укладу сельского быта, к деревенским жителям, которые стали главными героями его картин. «Это сама Россия, вся душа ее здесь, вся прелесть ее, это как песня!» – эти слова Репина о тверской земле мог бы повторить и наверняка повторит и Валентин Сидоров. Он до сих пор не теряет связи с Верхневолжьем, регулярно приезжая в деревню Подол Вышневолоцкого района, где он живет и работает с 1966 года, на знаменитую Академическую дачу – ее художественным руководителем он был в 1960–1966 годах. Художник постоянно бывает в детском центре «Новая Корчева», воспитанники которого его знают и всегда ждут в гости, в родном Коровине. Здесь Сидоров построил часовню Преподобного Сергия Радонежского, на стене которой укреплена надпись: «В память о жителях деревни, которые защищали Отечество и жили верой и надеждой».

– Нигде в России нет такой прекрасной земли, как тверская. Для каждого художника, приезжающего сюда, она становится настоящим краем вдохновения, – убежден Валентин Михайлович, написавший здесь такие свои программные полотна, как «На теплой земле», «Пора безоблачного неба», «День Победы», и многие другие. Кажется, именно Валентин Сидоров ввел в обиход эту популярную теперь формулировку «край вдохновения» – так он назвал свою книгу о художниках, связанных с тверской землей. Она вдохновляла его всегда. Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что только в образах земляков он черпал и черпает до сих пор свое вдохновение, которое дарят, казалось бы, самые простые, самые обычные деревенские ситуации. Например, весенние работы в огороде, как на картине «На теплой земле», которую можно вынести эпиграфом ко всему творчеству Валентина Сидорова. Простой эпизод – женщина высаживает в теплую, недавно отошедшую от мороза землю первую рассаду, а за этим наблюдает ее дочка – становится поводом для размышлений художника и об укладе деревенской жизни, и о радости, которую приносят первые весенние работы на земле. У Сидорова нет изображений города, городских пейзажей, его главная тема – деревня. А как же еще?!

В поиске своего мотива

– Я из потомственных крестьян, – говорит Валентин Михайлович. – Все прошло через мои руки, я все знаю, пахать, сажать, косить – все умею! И я никогда не допущу профессионального промаха, изображая крестьянскую жизнь, деревню, потому что смотрю на нее не просто как художник, а как человек, который знает ломоту в спине от крестьянской работы. А когда знания крестьянской жизни начинают переплетаться с поэтическим восприятием мира, с пониманием сути и смысла происходящего, это многое значит в искусстве…

Еще в пору ученичества, когда перед будущим большим художником стояла, как тогда казалось, невыполнимая задача – найти свой мотив, Сидоров приехал в Коровино. Заметил, что коровинский мотив не может похвастаться ни широкими панорамами, ни крутыми берегами, ни эффектами. «Какая выразительность в узкой полоске леса или полях? Что писать?» – задумался он и сам себе ответил: – «А ведь что-то тянуло меня в Коровино, что-то особенное есть в этом. Что именно? А вот это «что-то» и есть мое. Это «что-то» связано с этим домом, местом, этим краем, миром. Это и изображать надо, наверное. Здесь я. И сама деревня, и полевые сараи, и лес, и жизнь людей – моя жизнь». Так и получилось и, наверное, быть по-иному просто не могло.

Мастер «одухотворенного пейзажа», каждый из которых становится символом Родины, начал участвовать в городских, региональных, всероссийских и всесоюзных художественных выставках в 1951 году. За серию картин «Моя Родина» в 1974 году Валентин Сидоров получил звание лауреата Государственной премии РСФСР имени Репина, Госпремию за цикл пейзажей «Дороги детства» он получил в 1984-м, в 1996-м цикл живописных произведений «Тихая моя Родина» был отмечен Государственной премией Российской Федерации… Его произведения, в которых запечатлена летопись жизни природы, ее извечный круговорот, ее первородные и неразрывные связи с человеком, хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, художественных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. Но до 2003 года у Валентина Михайловича не было ни одной персональной выставки! Первая состоялась в Минске в Музее изобразительных искусств и называлась «На теплой земле» – по названию картины. Несколько лет спустя эту экспозицию увидели и жители Тверской области, почетным гражданином которой Валентин Сидоров является, и смогли оценить всю мощь «сидоровского» мотива…

Лик серафима смотрел на меня, в самое существо

А теперь вновь вернемся к вопросу: как становятся художником? В Москве, куда семья Сидоровых переехала в 1936 году, Валентин Сидоров жил в одном доме с известным актером Малого театра Александром Остужевым. В памяти художника осталось, как Александр Алексеевич не раз подходил к нему, когда он рисовал, и произносил своим красивым «остужевским» голосом: «Ты будешь художником!» Слово это, еще не совсем понятное и таинственное, радостно волновало. Впервые же Валентин почувствовал настоящую радость от рисования в 10 лет. Тогда он болел и, естественно, скучал по деревне, друзьям. Стал рисовать, подписывая рисунки: «Хватково», «Лесниково», «Туравка»... «Рисование заглушило тоску по деревенской жизни, и родилось чудесное ощущение, что ты можешь нарисовать любимые места и они всегда будут с тобой», – вспоминает Валентин Михайлович. Или другой эпизод из его биографии, который не раз приходилось слышать. Во время учебы на первом курсе в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Ленинграде Сидорова вместе с другими студентами попросили прийти в Русский музей помочь в уборке помещений. Отправили приводить в порядок чердак, который за годы войны был превращен в свалку. Метр за метром пространство под крышей освобождалось.

– Продвигаясь все дальше и дальше, я вдруг увидел на полу что-то, напоминающее поверхность картины, – рассказывал Валентин Михайлович погожим летним днем на Академической даче, где проходил Международный русско-белорусский живописный пленэр. – Убрал мусор. Да, картина. Смахнул пыль, грязь, ясно стал виден красочный слой масляной живописи. Поднес картину поближе к свету. Передо мной был Врубель – «Шестикрылый серафим». Картина предстала предо мной, лик серафима смотрел на меня. Слабый свет из чердачного окошечка высвечивал горящую лампаду и меч, которым серафим охранял вход в рай. Даже оторопь какая-то взяла от такой неожиданной встречи. Шестикрылый серафим смотрел не просто на меня, а в меня, в самое мое существо, к которому были обращены когда-то слова Остужева: «Ты будешь художником!» Зову ребят. Да, Врубель! Скоро собрались почти все наши, прибежали и студенты других курсов. Перед юнцами в военных шинелях и телогрейках, пережившими войну, стоял «Шестикрылый серафим». Что-то в этом было мистическое и особо значимое.

Главный секрет

Нет, неспроста к Сидорову явился в тот день серафим… И как к этой находке относиться – воспринимать ее как чудо или как случайность? Во время организации своей выставки в Стокгольме Валентин Михайлович совершенно случайно (случайно ли?) обнаружил картину художника Богданова-Бельского «Устный счет», считавшуюся тогда потерянной, и даже познакомился с одним из ее героев – тем, что в лаптях. Так совершеннейшим чудом был спасен шедевр русской жанровой живописи, выставленный сейчас в Третьяковской галерее…

Долгое время Валентин Михайлович занимался творчеством уникального русского художника Григория Сороки, человека трагической судьбы и невероятного таланта. Главная проблема состояла в том, что было неизвестно, где похоронен крепостной тверской живописец, ученик Венецианова, покончивший жизнь самоубийством. Это-то больше всего и волновало Сидорова – на установление места последнего упокоения Сороки ушло у него двадцать лет! Могила была найдена в селе Поддубье Удомельского района, а на ней установлен памятный знак, однако и тогда Валентин Михайлович сказал нам о том, что «эта страница русской художественной культуры еще представляет собой огромное поле для размышлений и исследований».

Все эти и другие культурологические и краеведческие изыскания идут параллельно собственно творчеству, большой общественной работе и преподавательской деятельности, которую ведет Валентин Михайлович. Еще в жизни художника Валентина Сидорова важное место занимает писательство – признанный мастер пейзажной картины, он является и непревзойденным литератором, членом Союза писателей России – его рассказы, очерки дополняют картины, представляя с ними единое целое, раскрывая перед читателем и зрителем образ Родины. В своей автобиографической книге «Гори, гори ясно» Валентин Михайлович выступает как мастер лирической прозы. В одной из дарственных надписей автор дал своему будущему читателю такое напутствие: «Для тихого домашнего чтения и согрева души». Трудно не проникнуться книгой, в которой есть, например, такой пассаж: «В детстве я был, как у нас говорили, жараток – любил поорать, чем вызывал обеспокоенность у мамы: она боялась, что от крика у меня развяжется пупок… Бабушка же успокаивала маму: «Что ты, пусть поорет, здоровей будет, настоистей…»

…В очередной раз звоню Валентину Михайловичу. Он, почти перекрикивая голоса, звучащие на заднем фоне, говорит: «Перезвоните, пожалуйста, попозже, я сейчас в институте на просмотре, мы студентам оценки ставим. Слышите, как спорят?!»

Как все успевает? Загадка? Наверное, нет. Когда после окончания института Сидоров приехал в деревню, чтобы жить и работать в родных местах, и стал писать этюды на тему «Гори, гори ясно...», бабушка увидела их и сказала: «Гори, гори ясно все равно что живи, живи ясно».

– Под впечатлением народной мудрости я и прожил всю жизнь, – признается народный художник.

БЛИЦ-ОПРОС

– Три качества, которыми необходимо обладать, чтобы стать художником?

– Философский вопрос… Видеть сердцем – одно из самых главных качеств. Художник должен откликаться на то, что волнует, восторгает, возмущает. К этому нужно прибавить, конечно, профессиональные навыки, владение профессиональным языком. И третье – никогда не изменять избранному направлению.

– Какие события вашей жизни можно назвать судьбоносными?

– Первое – когда бабушка начала учить меня грамоте и прочитала из старинной хрестоматии стихотворение Сурикова «Вот моя деревня, вот мой дом родной…», тогда я попросил эту хрестоматию и на одной из страниц увидел репродукции картин Венецианова. Они были словно бы про наше Сорокопенье! Эта первая встреча с изображением пробудила во мне способность восторгаться, удивляться. Очень повлияло на мою жизнь знакомство с художником Александром Михайловым, педагогом изостудии в Доме пионеров в Москве, которому я принес свои рисунки. Он не только их похвалил, но и оказался земляком – он родился недалеко от Завидова. Третье событие связано с актером Остужевым, от него впервые я услышал слово «художник».

– Кто оказал большое влияние на ваше становление как художника?

– Прежде всего мой первый учитель в художественной школе Михаил Владимирович Добросердов, с которым я поддерживал самые дружеские отношения. Он определил мое отношение к искусству как к служению. Все наши художники очень повлияли на меня – Левитан, Бялыницкий-Бируля, с которым я был лично знаком, Жуковский…

– Куда вам всегда хочется возвращаться?

– Вы знаете, в детстве мне казалось, что такие желтые одуванчики растут только в Коровине, а такие синие колокольчики – только в Сорокопенье. Когда я вырос, приехал в Голландию и увидел: одуванчики и колокольчики растут и там, но все равно они связываются у меня с родными местами – Коровином, Сорокопеньем, Подолом. Это три места, без которых я себя не представляю, и я не стал бы художником, если бы не мои корни. Эти три места – это образ России, суть и характер ее.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
311

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери у стелы «Город воинской славы» прошел митинг в честь Дня защитника Отечества
В мероприятии приняли участие Губернатор Тверской области Игорь Руденя, председатель Законодательного Собрания региона Сергей Голубев, главный федеральный инспектор по Тверской области Юрий Стрелецкий, митрополит Тверской и Кашинский Виктор, ветераны, представители общественных, молодежных организаций, военнослужащие. 
23.02.201713:21
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию