23 Августа 2017
$59.04
69.59
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Образование 19.01.2012

Научить ребенка читать – задача педагога

Фотограф: Архив «ТЖ»

Учитель начальных классов Лидия Арсюкова – о том, как подготовить детей к школе Сегодня все больше родителей отдают своих детей-дошколят на курсы подготовки к школе. К примеру, в ДК «Пролетарка» малышей по специальным программам начинают готовить с 4 лет – соответственно все обучение рассчитано на три года.

Учитель начальных классов Лидия Арсюкова – о том, как подготовить детей к школе
Сегодня все больше родителей отдают своих детей-дошколят на курсы подготовки к школе. К примеру, в ДК «Пролетарка» малышей по специальным программам начинают готовить с 4 лет – соответственно все обучение рассчитано на три года. Немало подобных курсов и во Дворце творчества детей и молодежи, ДК «Металлист», ДК «Химволокно» и т.д. Большинство таких занятий, включающих в себя логику, риторику, чтение, английский язык, окружающий мир, информатику и другие предметы, – платные. В год получается примерно около 10 тысяч рублей, и это только на одни курсы. А нужно ли «пичкать» детей стольким количеством предметов, когда почти все это так или иначе они могут получить в детском саду? Свой вопрос мы адресовали заместителю директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе, педагогу начальных классов 34-й тверской школы Лидии Арсюковой.

За 32 года педагогического труда Лидия Васильевна выпустила несколько классов в начальной школе, ее ценят коллеги, обожают ученики. 

– Я уверена, что научить ребенка писать и читать – задача учителя, – говорит педагог. – Давайте вспомним: в советские годы лишь единицы детей к первому классу осваивали азбуку и умели писать слова. И разве это портило картину их учебы в будущем? Нисколько! Поверьте моему опыту – даже дети, совсем не знающие букв, свое наверстают, а нередко и перегоняют ребят, блестяще подготовленных в детсаду или на специальных курсах к первому классу. Я считаю, что подготовка к школе, конечно, нужна, но не совсем такая, как представляют себе родители: за два-три года до школы часами просиживать с ребенком за различными учебными пособиями и тетрадями. Надо помнить, что в этом случае есть опасность отбить у ребенка интерес к учебе, вот и получается, что некоторые дети приходят в школу без настроения…

Мам и пап можно понять: они «пичкают» знаниями своих чад, чтобы те смогли попасть в самую сильную школу, профильный класс, к самому опытному педагогу, считает Лидия Арсюкова. А на самом деле лучше бы обратить внимание не на какой-то отдельный предмет, а в целом на кругозор ребенка, который и надо развивать. Желательно, чтобы к школе маленький человек психологически созрел: его речь должна быть развитой, с хорошим словарным запасом. Для этого ребенок должен иметь базовые представления об окружающем мире, космосе, географических понятиях, животных, растениях, уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру. Очень хорошо развивают ребенка русские народные сказки, которые малышу желательно уметь не только слушать и запоминать, но и к трем-четырем годам пересказывать. К сожалению, не все первоклашки справляются с такими заданиями, многие вообще не знают известных сказок, зато хорошо помнят содержание комиксов о человеках-пауках, бэтменах и т.д. Словарный запас и кругозор ограничены.

Лидия Васильевна называет и причину тому – увлечение компьютерными играми, которые, с одной стороны, может быть, и развивают реакцию, мелкую моторику, а с другой – отнимают столько времени, что у ребенка больше не остается сил на другие занятия. Какой здесь выход? Он прост – ограничить время за компьютером до 10–15 минут в день и переключить внимание ребенка на книги и еще – все занятия стараться проводить в игровой форме. На кухне, пока мама готовит ужин, можно, к примеру, поиграть с ребенком в слова, вместе придумать рассказ по картинке: первое предложение – взрослый, второе – ребенок, и так чередовать. Все это лучше делать с юмором, тогда малыш захочет продолжения. 

Лидия Арсюкова подчеркивает еще один важный момент – к первому классу дети должны уметь отвечать на вопросы распространенными предложениями, а многие продолжают говорить односложно. Это тоже можно исправить совместными занятиями. К примеру, так. Прочитать предложение: «На полянке растет стройная кудрявая березка» – и, чтобы получить от ребенка наиболее полный ответ, а впоследствии и пересказ всего текста, к каждому из слов задать вопрос. Что растет на полянке? Березка какая? Что она делает? 

Подготовка к письму – еще одна важнейшая задача для родителей. Но в первую очередь для этого нужны стол и стул, соразмерные с весом и ростом дошкольника. Лидия Арсюкова рекомендует такого рода упражнения: положить перед ребенком ненужные журнал или газету и попросить его подчеркнуть несколько строчек – так он научится выводить прямые линии. Это задание малышам обычно нравится. Укрепляют детскую ручку круговые движения карандашом: ребенок может нарисовать улитку, змею, гуся, круги – от маленького до большого и наоборот. Графические диктанты по клеткам тоже очень полезны.

Немало первоклашек сегодня имеют логопедические проблемы. Логопеды выводят неутешительную статистику: почти половина детей неправильно произносит некоторые звуки родного языка («дислалия»), есть проблемы в овладении письмом («дисграфия» – это когда ребенок пропускает гласные, согласные, переставляет буквы, не дописывает и т.д.). Здесь совет педагога такой: если родители замечают, что у ребенка к четырем годам продолжают оставаться сложности со звукопроизношением, а значит, есть большая вероятность иметь впоследствии и проблемы с письмом, – следует немедленно обращаться к логопеду. Сегодня не в каждом детском саду есть логопед, значит, стоит поискать специалиста на стороне. Ребенку без логопедических проблем учиться в школе будет проще.
Автор: Ирина СМАЗНОВА
424

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость