18 Октября 2017
$57.34
67.46
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 28.12.2011

Мы увидим небо в алмазах

Фотограф: Ольга Моисеева

Вера Ефремова об Островском и других.

Декабрь в Тверском театре драмы – месяц премьер. На прошлой неделе на малой сцене состоялась премьера мистической комедии «С тобой», чуть раньше на большой площадке  зрители увидели драму «Поздняя любовь». Островский очень хорошо представлен в репертуаре театра, но эта пьеса не шла на тверских подмостках. После премьеры корреспондент «ТЖ» встретился с режиссером спектакля, художественным руководителем театра Верой Ефремовой.

– Вера Андреевна, прав ли я, что «Поздняя любовь» никогда не шла в театре?

– За свою творческую жизнь я поставила дважды только одну пьесу Островского – «Бесприданница». «Поздняя любовь» – это прекрасная пьеса, Островский ее называл одним из самых своих любимых творений. Ведь это не случайно, правда?! Значит, в ней заложено что-то особенное. Когда речь заходит о Шекспире, то чаще всего мы говорим о шекспировских страстях. А Островский? Он написал, по существу, трагическую пьесу о совершенно запутавшемся человеке, у которого почва уходит из-под ног, который не знает, как ему выбраться из беспросветной трясины. Человек пребывает в отчаянии, он, по его же собственным словам, в крайности. Это ли не трагедия, это ли не страсти?! И спасает героя только то, что рядом находятся люди, которые ему верят и протягивают руку помощи.

– Чем вам дорога эта пьеса?

– В таком же положении и состоянии, как и герой Островского Николай, сегодня находятся многие люди. Важно, впрочем, другое: герой Островского говорит о том, что, какие бы ситуации в жизни ни возникали, как бы ни складывалась сама жизнь, он никогда не совершит какой-нибудь недостойный поступок – лучше пулю пустит себе в лоб. Эта нравственная установка Островского едва ли не ключ к пониманию «Поздней любви», основа пьесы, жанровый подзаголовок которой, как вы помните, автор сформулировал как «сцены из жизни захолустья». Однако локализация места действия, мне кажется, не играет большой роли, потому что и в столице, и в провинции общечеловеческое всегда остается на первом, определяющем личность месте. Так как наш театр всегда исповедовал такие принципы, какие бы названия ни стояли в нашей афише, «Поздняя любовь», как мне думается, хорошо вписалась в репертуар и будет поддерживать его.

Сегодня не так уж много театров, которые имеют такую четкую программу, но очень часто можно услышать упрек в традиционном прочтении классики. А что это такое – традиционное прочтение классики? Если это музейное прочтение, перепевы того, что когда-то делали другие режиссеры, то тогда такие упреки, возможно, справедливы. Вместе с тем глупо не признавать значение русской школы для мирового искусства. Как нам забыть сделанное Станиславским и Немировичем-Данченко, Мейерхольдом, Товстоноговым, Олегом Ефремовым, Эфросом, например? И если люди творчества могут до таких вершин хоть как-то дотянуться, это дорогого стоит. Посмотрите, как трепетно относятся и внимательно изучают систему Станиславского за рубежом, причем не только театральные, но и киноартисты, и режиссеры! Это ли не признание?!

Что же касается меня, то это моя жизнь, я воспитана на лучших традициях театра и по-другому жить и работать не буду. Я училась у гениальных учителей – Гончарова и Горчакова, «Режиссерские уроки Станиславского» последнего служат настольной книгой для многих молодых театральных постановщиков. К сожалению, представителей нашего поколения осталось не так много, те, кто приходит, при большой одаренности часто исповедуют иные принципы. Так легче, потому что поднять пласты, заложенные в той же «Поздней любви», под силу не каждому. Освоить это мне было безумно интересно.

– Как он готовился?

– Честно признаюсь, что без трудностей не обошлось. Я, по сути, впервые работала с Тарасом Кузьминым, который ничего подобного по сложности материала раньше не играл. Войти в положение человека, находящегося в крайности, очень трудно: вы же не будете раздувать ноздри на сцене – нужно идти от внутреннего ощущения героя. К тому же в спектакле заняты такие опытные мастера, как Александр Чуйков, Ирина Андрианова, и молодые артисты, и нужно было так выстроить взаимоотношения между их персонажами, чтобы получился ансамбль. Мне кажется, у нас получилось. Первые спектакли показали, что зрители очень хорошо принимают нашу работу. Более того, реакция зрителя удивительна: в моменты, где мы не ждали никакой реакции, в зале аплодируют. Для нас это очень важно, ведь театр – это, по сути, человековедение. 

Почему мы играем пьесы Островского, Чехова, Лермонтова, Грибоедова, написанные очень давно? Потому что явления и ситуации, характеры, описанные ими сто и больше лет назад, существуют и сейчас, они по-прежнему современны. Значит, драматурги верили в нас, поэтому мы все стремимся к хорошему, положительному, и мы или наши внуки и правнуки еще увидят небо в алмазах, о которых говорит Соня в «Дяде Ване»: «Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии…»
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
183

Возврат к списку

Тверь запомнилась гостям конкурса «Лучший по профессии» испытаниями и красотой улиц
Сегодня торжественной церемонией награждения победителей в ДТДМ завершились соревнования Всероссийского конкурса среди юных «Лучший по профессии». Более 140 участников из 34 регионов страны смогли достойно проявить себя и показать, чему их научили наставники. 
13.10.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость