24 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 23.12.2011

Почему дует ветер

Фотограф: Архив "ТЖ"

Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем заучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий. Такого принципа в воспитании детей придерживаются педагоги детского сада поселка Победа Ржевского района.

Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем заучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий. Такого принципа в воспитании детей придерживаются педагоги детского сада поселка Победа Ржевского района.

– Я хочу рассказать вам одну интересную легенду. В старину поговаривали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножия этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы, – с таких сказок, мифов, рассказов начинаются исследовательские занятия в детском саду. Тема этого урока – магнит. В конце занятия малыши обязательно сыграют в веселую игру. Например, будут доставать ключ от утенка со дна тазика с водой, и заведет игрушку тот, кто догадается, как можно это сделать, не намочив рук. А затем каждый обязательно, вооружившись скрепками, шишками, чашками, катушками ниток, попробует, какие предметы притягиваются, а какие нет.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, и ее необходимо поддерживать. Вряд ли кто-то станет оспаривать эту истину. Но на практике мы сами, как правило, из добрых побуждений, пресекаем попытки исследования у детей. Например, возмущаемся тем, что до последнего винтика разобрана дорогая игрушка или что в результате изучения дна лужи промочены ноги.

А между тем психологи давно подметили такую особенность – умственная деятельность ученого, делающего эпохальное открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, проводящему собственные исследования и ставя эксперименты, чем запоминать добытые кем-то знания.

Именно неутолимую жажду новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, любознательность малышей и используют в воспитании ребят педагоги детсада поселка Победа.

– Метод формирования учебно-исследовательских навыков дошкольников в детском саду внедрили пять лет назад, и уже можно говорить о промежуточных итогах, – говорит руководитель учреждения Нина Верейская. – Ребенок постоянно сталкивается с новыми незнакомыми ему предметами и явлениями природы. Почему дует ветер? Кто раскрасил радугу? Почему камень тонет, а дерево нет? Где ночует солнце? И как получается, что мы не падаем с Земли, если она и вправду круглая и вертится? У него возникает естественное желание узнать это новое, разобраться в непонятном. Поэтому мы отдаем предпочтение знакомству детей с элементарными физическими явлениями, помогаем установить простейшие закономерности и взаимосвязи различных явлений.

Сначала исследования проводились на улице. К примеру, ясельная группа топила снег, превращая его в воду, дети постарше выращивали на приусадебном участке фасоль и лук. Со временем стало ясно, что этой практической работы для экспериментов недостаточно. Тогда в саду были созданы уголки экспериментирования. В каждой группе оборудованы мини-лаборатории, укомплектованные простой лабораторной посудой, объектами живой и неживой природы, например, спилами деревьев, чашками с водой и землей, различными зернами. «Зачем столько всего?» – спрашиваю я заведующую, которая тут же приводит пример. Так, чтобы объяснить малышам, что воздух есть почти во всех предметах, понадобятся чашка с водой, соломинка для коктейля, губка, вата, земля, песок. В ходе опыта дети дуют в воду через соломинку, нажимают на опущенную в нее губку или вату, бросают горсть земли и видят, что во всех случаях в воде появляются пузырьки.

Сегодня экспериментирование используется в различных видах занятий с дошкольниками. Детям нравится, когда они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.

– Часто в работе с детьми мы используем моделирование физических понятий и явлений, где логически связываем абстрактную модель с реальными явлениями, – объясняет Нина Верейская. – Например, одна девочка после наблюдений превращения воды в пар и обратно в воду смогла перенести логическую цепочку на аналогичные явления природы – образование облаков и выпадение осадков.

Начиная со средней группы, дошколята наблюдают за ростом растений, зарисовывают  результаты. Они объясняют влияние условий на развитие растений, изучают их строение, познают пищевую ценность продуктов. Малыши проводят опыты, ведут дневники наблюдений, составляют программу исследований. На других занятиях дети узнают о законах смешивания красок, об опыте получения творога и сметаны, о добыче крахмала из картофеля. Детсадовцы частые гости на сельхозпредприятиях поселка, где они посещают теплицы, свиноводческие комплексы. Это лишь малые примеры работы детского сада по развитию исследовательских способностей воспитанников. Такой подход к воспитанию детей по душе многим родителям. Сегодня в поселковый детсад отдают своих малышей и городские семьи. Из 37 воспитанников  5 – из Ржева.

На создании уголков для экспериментов в группах коллектив сада не остановился. Педагоги пошли еще дальше. Сейчас ремонтируется помещение, где разместится исследовательская лаборатория «Солнечный город». Здесь, по словам Нины Верейской, будут установлены микроскопы, химическая посуда, горелки.

Опыт работы детского сада показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства, плещутся в воде, открывая ее тайны, отправляют в плавание кораблики, ловя ветерок, превращают снег в воду, а воду в разные цветные льдинки.

Многие из нас считают все это баловством и искренне не понимают, что будущий исследователь рождается не в 30 лет, обучаясь в аспирантуре, а еще в детском саду.
Автор: Елена ТИХОНОВА
387

Возврат к списку

В Завидове Тверской области проходит национальный туристский форум «Реки России»
В Конаковском районе обсуждают проблемы прежде такого популярного, а ныне возрождающегося вида отдыха, как путешествия по воде. В Тверской области насчитывается 760 рек длиной более 10 км.
23.06.201720:53
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость