10 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Транспорт21.12.2011

Поезд идет в будущее

Фотограф: Ольга Моисеева

Около десятка серебристых вагонов эффектно расположились на дальнем заснеженном перроне станции Тверь. Экскурсия начинается с последнего вагона, в ходе осмотра экспозиции посетители переходят из вагона в вагон, и уже этот переход вызывает приятные эмоции – никаких тяжелых, с трудом и грохотом отъезжающих дверей. Для преодоления тамбура надо лишь нажать кнопку, и дверь сама плавно уходит в сторону.

Около десятка серебристых вагонов эффектно расположились на дальнем заснеженном перроне станции Тверь. Экскурсия начинается с последнего вагона, в ходе осмотра экспозиции посетители переходят из вагона в вагон, и уже этот переход вызывает приятные эмоции – никаких тяжелых, с трудом и грохотом отъезжающих дверей. Для преодоления тамбура надо лишь нажать кнопку, и дверь сама плавно уходит в сторону.

Можно сожалеть лишь о том, что стоянка поезда длится всего… нет, не две минуты, как у большинства скорых и пассажирских составов на станции Тверь, а два дня, к тому же рабочих. Это до обидного мало, в поезде будущего есть что посмотреть, что потрогать (разрешается!) и даже есть чем порулить. В первый день стоянки в музее-поезде побывали 730 человек. Не было простоев и утром второго дня – шли школьники, организованные группы с предприятий, родители с детьми. Некоторые гости весьма подкованы в теме железных дорог, задают профессиональные вопросы, беседуют с гидами на равных.

Экспозиция открывается ретро-уголком «Рабочий стол начальника станции конца Х1Х – начала ХХ века». Здесь все старинное и, хочется верить, подлинное – стол с зеленым сукном, стул, черный телефон-вертушка без наборного диска, а тем более кнопок, телеграфный аппарат, настенные часы, чернильница и даже стакан в подстаканнике. А вот и сам начальник станции – солидный мужчина при усах в мундире с серебряными погонами. Гид поясняет, что профессия железнодорожника была очень престижной, а зарплата позволяла без труда содержать большую семью.

Большие фотоснимки демонстрируют железнодорожную технику прошлых лет – это паровозы 1908 и 1910 годов выпуска, знаменитая «теплушка» – деревянный крытый товарный вагон, в годы войн – и Гражданской, и Отечественной – перевозивший не только товары, но часто и людей. Есть и модель паровоза П36, работавшего на угле. П36 развивал скорость до 61 км/час. В 1950-е годы эти трудяги ходили между Ленинградом и Москвой во главе легендарного поезда «Красная стрела», любимца творческой интеллигенции. Путь между двумя столицами старый паровоз преодолевал довольно быстро – за 9 с половиной часов.

Теперь на смену паровозу пришли высокоскоростные поезда. Мы знаем поезд «Сапсан», который мчиться со скоростью 250 км/час (а может развивать и до 400, но не позволяет инфраструктура), а ведь есть еще и другие поезда ХХI века – «Ласточка», «Аллегро». Их макеты представлены в одном из вагонов.

Для нас, пассажиров, железная дорога – это прежде всего вокзал с билетной кассой и залом ожидания и сам вагон. В действительности железнодорожное хозяйство включает в себя множество вспомогательных подразделений. Кто из нас когда-нибудь видел щебнеочистительную машину, рельсовый автобус или комплекс «Север»? А это все нужная на железной дороге техника.

Гид обращает внимание экскурсантов на уникальный вагонакетоноситель: «Такой вагон производили на вашем вагоностроительном заводе». Нажатие кнопки – и ракета поднимается, устремляясь куда-то ввысь. Ясно, что это секретные военные технологии, хотя и прошлых лет.

В следующем вагоне представлен тренажер в виде кабины машиниста электровоза. Испытать себя в роли машиниста разрешают самым младшим участникам экскурсии. Маленькая Таня почти уверенно ведет состав к станции Рижская. «Пассажиры» отмечают благополучное прибытие на станцию аплодисментами.

Взрослых посетителей радует макет типовой железнодорожной станции, где все аккуратно, есть навесы над путями, и счастливые пассажиры едут в прекрасные города. Можно нажать на кнопку, и макет заработает в режиме детской железной дороги, о которой мечтают, наверное, все дети.

В предпоследнем вагоне состава можно снимать фантастический фильм. Он почти пустой и переливается загадочными огнями. «Это вагон госкорпорации «Росатом», – туманно поясняет гид, и мы понимаем лишь то, что здесь нечто, связанное с ядерными технологиями. В углу есть и понятное – прибор, измеряющий радиацию человека. Надо лишь встать на площадку. Спустя пять секунд табло сообщает, что моя радиоактивность 5892 беккереля, а у бананов, например, 49100. Мы уходим успокоенные.

Вагон госкорпорации «Роснано» также уносит нас в будущее. Похоже, у Российских железных дорог оно есть. При этом хотелось бы посоветовать авторам экспозиции не уноситься в прекрасное далеко чересчур стремительно. Вход в головной музейный вагон – это несколько перекинутых через пустоту досок, покрытых снегом, без всяких поручней и приветливо протянутых рук проводников. Выход выглядит так же. Не каждый человек решится шагнуть в будущее по таким ненадежным мосткам.

25 тысяч километров пробежал по нашей огромной стране поезд-музей, и конечной остановки пока не предвидится. Один из гидов поведал нам, что маршрут необычного поезда расписан вплоть до мая, а значит, вагоны будущего смогут увидеть еще многие россияне.
Автор: Марина ШАНДАРОВА
121

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию