04 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура14.12.2011

С карандашом и блокнотом

Фотограф: Ольга Моисеева

Семиклассники Краснопресненской общеобразовательной школы Калининского района с интересом слушают экскурсовода музея Салтыкова-Щедрина – им рассказывают о рисунках Николая Николаевича Жукова (1908–1973), сделанных им во время Великой Отечественной войны, им рассказывают о самой войне, которую с документальной точностью передавал в своих натурных зарисовках художник. Выставка из собрания Тверского краеведческого музея, приуроченная к 70-летию освобождения Калинина, так и называется – «Война глазами художника».

Семиклассники Краснопресненской общеобразовательной школы Калининского района с интересом слушают экскурсовода музея Салтыкова-Щедрина – им рассказывают о рисунках Николая Николаевича Жукова (1908–1973), сделанных им во время Великой Отечественной войны, им рассказывают о самой войне, которую с документальной точностью передавал в своих натурных зарисовках художник. Выставка из собрания Тверского краеведческого музея, приуроченная к 70-летию освобождения Калинина, так и называется – «Война глазами художника».

Молодечно – Торопец – Осташков – Торжок. Вот путь, пройденный Николаем Жуковым в первые месяцы войны. Ему 33 года, он родился в Москве, окончил Нижегородское художественно-промышленное училище и Саратовское художественное училище имени А.П. Боголюбова. Он топограф, однако занятий на этой должности Жукову не нашлось, и его перевели писарем 115-го Торопецкого полка. Через некоторое время вместе с фотографом Исполитовым его откомандировали в армейскую газету «На разгром врага». Так начался фронтовой этап творчества художника, в котором он проявил себя как мастер натурных зарисовок, своего рода снайпер, у которого вместо винтовки с прицелом точный взгляд, блокнот и карандаш, непосредственно и точно передававший боевые и прифронтовые эпизоды, солдатский быт. Николай Жуков рисовал раненых в госпиталях, командиров, беженцев, пленных, партизан, бойцов перед боем.

В конце 1941 – 1942 году Жуков – корреспондент газеты «Правда» на Калининском фронте. В его блокноте появляются «Старица в огне», «Дороги войны», целая серия «Калининский фронт». По этим рисункам очень интересно наблюдать, как развивалась мысль автора. Вот за столом сидит солдат, и тонкий наблюдатель Жуков, перенося на бумагу положение его рук, зарисовывает два художественных решения – кажется, что он сначала пробует, схематично набрасывает чуть ниже столешницы эти руки, а уже потом приходит к окончательному варианту. На другом рисунке «Мать с младенцем», но сбоку художник очень точно зарисовывает лошадь – скорее всего потому, что другого, чистого листа в его сумке в тот момент не оказалось.

На Калининском фронте Жуков находился вместе с писателями Борисом Полевым, Семеном Кирсановым, Ираклием Андрониковым, Борисом Ивантером и другими. Для создания иллюстраций к их фронтовым корреспонденциям нужен был художник, им стал Жуков. С Борисом Полевым у него сложились особенно тесные дружеские отношения. Уже после окончания войны Николай Жуков рисует портрет писателя, датированный 16 февраля 1946 года, создает иллюстрации к «Повести о настоящем человеке», на которых зафиксированы ее главные сюжетные узлы: воздушный бой, спасение главного героя, отчаяние, охватившее его в больнице, и первые самостоятельные шаги. На последнем листе летчик идет по коридору навстречу свету, льющемуся из окна, а за этим наблюдают другие больные и больничный персонал, пораженные стойкостью Мересьева. В экспозицию вошел также и портрет прототипа литературного героя – летчика Алексея Маресьева (1950), подписанный автором, впрочем, «А. Мересьев».

Другая большая тема, над которой работает Николай Жуков, находясь на Калининском фронте, – дети на войне. К ней он особенно часто стал обращаться после рождения первой дочери. Художник рисует беженцев, детей-партизан, ребятишек, которых  жизнь  раньше времени сделала взрослыми. 21 января 1942 года в деревне Воскресенской Николай Жуков создает быстрый карандашный портрет Павлика Цветкова, через какое-то время рисует мальчика Матвея Широкова – во всех этих изображениях он делает акцент на ярких, выразительных глазах детей. Художник застает их и за привычными детскими занятиями. В экспозицию включен лист, на котором ребятня ремонтирует игрушки, шьет из найденных лоскутков одежду для кукол.

Все листы, выставленные в музее Салтыкова-Щедрина, показывают, насколько внимательно относился художник к своим моделям. Регулярно выезжавший на передовую к зенитчикам, танкистам, пехотинцам, он очень любит своих героев, в создаваемых карандашных портретах он соединяет их деловитость и простоту с героизмом и романтической настроенностью. В дневнике, начатом в годы войны, Жуков писал о том, что «положение и ракурсы человеческих тел кажутся неповторимыми». Это, правда, было сказано по другому, совершенно конкретному случаю, но неповторимость, индивидуальность человека, кажется, были для художника главным. Эти качества он виртуозно передавал в своих многочисленных рисунках, причем со временем ему не мешали даже условия, в которых приходилось работать, скажем, зимой художник делал свои наброски в варежках, что представить себе, конечно, трудно…

Отдельный раздел экспозиции посвящен Жукову-плакатисту. В мирное время он иллюстрировал книги, делал рекламные плакаты. Война внесла коррективы в эту сферу его деятельности. Прибыв в октябре 1941 года из Торопца в находящуюся в осадном положении Москву, Жуков со своим саратовским знакомым Виктором Климашиным за ночь создает плакат «Отстоим Москву!». Плакат утвердили, а через несколько дней он уже был расклеен по всему городу. На выставке можно увидеть также копию плаката 1943 года «Клянемся мстить гитлеровским захватчикам!» Он также был создан в соавторстве с Виктором Климашиным в студии имени Грекова, о чем сообщает соответствующая надпись. Отпечатан плакат в издательстве «Искусство» тиражом 30000 экземпляров, стоил он 75 копеек. Со Студией военных художников имени Митрофана Грекова связан основной этап творчества Жукова – туда он был переведен в марте 1943 года.

В 1946 году Жуков в качестве корреспондента «Правды» присутствовал на Нюрнбергском процессе – на выставке можно увидеть зарисовки Жукова, сделанные на суде над нацистскими преступниками. За четыре недели им было выполнено двести рисунков представителей обвинения, защитников, членов судейской коллегии. По сути, это беспристрастная стенограмма, на некоторых из рисунков проставлены даты: 6 февраля 1946 г., 27 февраля 1946 г. К рисунку, начатому 8 февраля, художник вновь вернулся на следующий день. В своем дневнике художник так описывал свое участие в историческом процессе: «Прилетел я в Нюрнберг в военной форме капитана и, очутившись в зале Международного трибунала в нескольких шагах от скамьи подсудимых, вначале оторопел. Уж очень, казалось, громадной была ответственность моя как корреспондента.

Советского военного художника… Вначале я сел в зале слева, в первый ряд, отведенный для прессы. Меня «соблазнил» Геринг, он был от меня всего в трех метрах, но, увы, заслонял всех сидящих с ним на скамье… [пришлось отсесть подальше]». А дальше в записях следует совершенно фантастический рассказ о том, как Николай Жуков, оказавшийся далеко от основных фигурантов процесса, делал свои первые рисунки, вооружившись биноклем восьмикратного увеличения!

«Фашистские преступники, – рассказывает художник о своем методе, – имели такую внешность, что их точное подобие и было сущностью их характеристик, самых мерзких и отрицательных, поэтому всякое шаржирование было бы излишеством и уходом от выразительной правды. Я убежден, что правдивый, реалистический рисунок должен быть здесь даже более выразительным, чем карикатуры».
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
85

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию