27 Июня 2017
$59
66.08
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура24.11.2011

Когда медицина бессильна

Фотограф: Вячеслав Старостенко

С программой «Возвращение черного тромбона» в Тверской академической филармонии выступил интернациональный по своему составу джазовый квартет. Ключевые позиции в нем занимают российский пианист Валерий Гроховский и американец Рон Уилкинс, его часто называют «черным тромбоном» – и по цвету кожи, и по музыкальному инструменту, на котором он играет.

С программой «Возвращение черного тромбона» в Тверской академической филармонии выступил интернациональный по своему составу джазовый квартет. Ключевые позиции в нем занимают российский пианист Валерий Гроховский и американец Рон Уилкинс, его часто называют «черным тромбоном» – и по цвету кожи, и по музыкальному инструменту, на котором он играет.

Выступление американских и российских музыкантов прошло в Твери в рамках большого концертного тура «Возвращение черного тромбона» – Тверь стала десятым городом, где эту программу квартет уже отыграл. Для Твери, собственно, это стало не «возвращением» в полном смысле слова, а первым появлением. В 2008 году сводная российско-американская джазовая команда проехалась по многим городам России. По какому-то недоразумению художественный руководитель – директор Тверской филармонии, джазовый коллекционер Владимир Боярский тогда «пропустил этот квартет», но «услышал, какой резонанс они произвели, и решил исправить свою ошибку». Качество этой работы над ошибками превзошло самые смелые ожидания – концерт, состоявшийся при поддержке комитета по делам культуры администрации Тверской области, стал прекрасным подарком всем любителям джаза.

Удельный вес джазовых концертов в афише филармонии довольно высок, но выступление команды Валерия Гроховского, уже хорошо известного в Твери не только джазового, но и классического музыканта (на закрытии последнего по времени Баховского фестиваля в сопровождении симфонического оркестра «Русская филармония» он исполнял сочинения Гершвина), и Рона Уилкинса больше напоминало шоу. Его главным мотором был, конечно, сам «черный тромбон». Причем это именование вовсе не метонимия – из зала казалось, что начищенный до блеска тромбон под софитами и впрямь отливает черным, хотя это была, безусловно, иллюзия. Когда Валерий Гроховский представлял музыкантов, то, после того как назвал имена контрабасиста Владимира Кольцова-Крутова и барабанщика из США Стенли Свана, по известному порядку перешел к мистеру Уилкинсу и после небольшой паузы дал ему такую характеристику: «Это человек с определенным диагнозом».

Название этого диагноза, впрочем, было понятно и без всяких дополнительных пояснений – джаз.

Рон Уилкинс, несмотря на то, что, как и Валерий Гроховский, проявил себя и на академической сцене, играя с симфоническими оркестрами, вместе с тем долгое время выступал с признанными гениями джазовой музыки Рэем Чарльзом и Диззи Гиллеспи, причем выступал с ними как солирующий музыкант. Вообще, глядя на этого смешного человека в мешковатом костюме, вряд ли можно представить его плетущимся в арьергарде любой джазовой команды. Кажется, он только успел выйти на сцену, а публика в него уже по уши влюблена. С тромбоном наперевес он начал петь, и к его вокалу оказалась вполне применима известная пушкинская строчка о том, что «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя». В одном из номеров Рон Уилкинс «передразнил» голосом все имеющиеся на сцене инструменты, не пожалев родной тромбон, затем пустился в пляс, чуть не упал, споткнувшись о ковровую дорожку, которой была прикрыта площадка, потом перебрался поближе к кулисе – чтобы, сняв шляпу, вытереть выступивший пот. И все это проделал с обезоруживающе безмятежным, едва ли не детским выражением лица. Здесь Валерий Гроховский вновь встал из-за рояля и, подойдя к микрофону, прокомментировал: мол, вы видите, что бывают такие случаи, когда медицина бессильна. «Досталось» и Стенли Свану, меланхолично сидевшему за барабанной установкой с таким видом, будто он не за инструментом и не на концерте, а за праздничным столом, при всем при этом спокойно выдавшему заковыристые соло. По словам Валерия Гроховского, Стенли Сван, во-первых, «третий по счету – так он сам себя называет», а во-вторых, он «все время думает о своей жене». После этой ремарки серьезный вид барабанщика, контрастирующий с эмоциональной стратегией поведения на сцене Рона Уилкинса, можно было хоть чем-то объяснить. Тромбонист же ни в чем себя не ограничивал, в какой-то момент он вытащил из чехла, висящего на поясе, телефон и начал снимать публику в зале на видео, провоцируя аудиторию до конца раскрепоститься и сполна отдаться музыке. Зал, надо сказать, ответил ему взаимностью – в том смысле, что после эпизода с видеосъемкой публика начала свободно фотографировать американского джазмена, причем совсем не на камеры в телефонах.

В концерте прозвучали популярные джазовые мелодии вроде «На улице Зеленого Дельфина» Вашингтона. Тверитяне услышали также композиции таких титанов, как пианист Эррол Гарнер, не знавший нотной грамоты, Хорес Сильвер, в 1952 году назвавший одну из своих пьес «Funky Hotel» и тем самым давший жизнь фанку, композитор Коул Портер, и многое другое, рассказать о котором в рамках газетной заметки нет решительно никакой возможности.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
23

Возврат к списку

более 80% выпускников-целевиков тгму возвращаются работать в црб
На сайте регионального Минздрава можно найти множество вакансий врачей. Центральные районные больницы остро нуждаются в кардиологах, неврологах, акушерах-гинекологах, педиатрах и других специалистах.
26.06.201721:16
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость