14 Декабря 2017
$59.14
69.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 21.11.2011

Рязанский театр драмы показал в Твери «Наполеона»

Фотограф: Ольга Моисеева

Визит труппы Рязанского областного театра драмы в Тверь начался в среду спектаклем по пьесе австрийского драматурга Фердинанда Брукнера «Наполеон Первый» в постановке художественного руководителя театра Жанны Виноградовой. В лицо человека, а не императора посмотрел корреспондент «ТЖ».

Визит труппы Рязанского областного театра драмы в Тверь начался в среду спектаклем по пьесе австрийского драматурга Фердинанда Брукнера «Наполеон Первый» в постановке художественного руководителя театра Жанны Виноградовой. В лицо человека, а не императора посмотрел корреспондент «ТЖ».

Пьесы Фердинанда Брукнера, австрийского драматурга, начавшего свой творческий путь со стихотворных опытов и малой прозы в экспрессионистском духе, писавшего затем психологические драмы, пережившего увлечение авангардом и пришедшего к реализму, не имеют в России большой сценической истории. С уверенностью можно сказать, что в начале 1980-х комедию «Наполеон Первый» поставил Анатолий Эфрос (в девяностых этот спектакль был восстановлен Татьяной Казаковой), идет спектакль «Причуды мадам де Сталь», увидела жизнь пьеса «Болезни молодости».

Жанна Виноградова поставила свой спектакль вроде бы к «датскому» поводу – его премьера состоялась в прошлом театральном сезоне, а как известно, у нас проходивший под знаком Франции. С другой стороны – в будущем году грядет 200-летие войны 1812 года, так что постановка вновь актуализируется. Если посмотреть с иных, не завязанных ни на чем позиций, то мы поймем: спектакль в общем-то не нуждается ни в каких дополнительных привязках. Обращение к частной жизни великих мало того что интересно само по себе, оно обещает читателю и зрителю массу открытий, потому как все замечательные люди замечательны неодинаково. Наполеон в списке таких людей замечательнее, быть может, многих других, тем более что Фердинанд Брукнер, а вслед за ним и Жанна Виноградова со своими актерами рассказывают не героическую историю восхождения человека к вершинам власти и могущества, а историю того, как они заглушают в человеке все живое и приятное, приводя к краху. Сценограф Надежда Яшина выстроила на сцене лестницу, на которой появляется окруженный славой титульный герой. В центре стоит глобус, намекая на амбиции Бонапарта, с левой стороны – ложе, оно, исходя из обстоятельств, застилается разными покрывалами, в том числе и французским флагом. Весь задник сцены «утыкан» штандартами – в ознаменование наполеоновских побед.

Первые признаки французской жизни выглядят малопривлекательными. Наполеон заявляет о том, что больше «не испытывает вдохновения – у меня слишком много власти». С креативными идеями к 1809 году, когда происходит действие первой части спектак-ля, у императора в самом деле наметились проблемы. Единственное, о чем он может думать, это о продолжении рода, о наследнике, но прекрасная Жозефина не может иметь детей. Наполеон раздражен и рассержен, он топает ногами, поднимает согнутую в локте левую руку, психует, раздражается, он издерган и, кажется, измучен. Внешне отдаленно напоминающий Наполеона, Александр Зайцев, играющий его, таким и остается на протяжении всего спектакля – он проглатывает слова, хрипит, не слушает собеседника, уходит в себя, показывая нервную натуру своего героя, не знающего, как разобраться со своими женщинами. То есть для него это главная тема, все политические проблемы даны словно бы фоном, а все решения, в том числе о походе на Россию, император принимает, находясь почти в какой-то, простите, горячке.

Конечно, амурные дела здесь тесно переплетаются с государственными, но, когда смотришь спектакль, почему-то кажется, что линия, связанная с Жозефиной (Надежда Кроткова), Марией Валевской (Марина Мясникова) и австрийской принцессой Марией Луизой (Анна Демочкина), представляющих три типа женщин, – это одна история, а все остальное – другая, прикладная.

Одна из самых сильных и безупречно сыгранных сцен спектакля – сцена развода Жозефины и Наполеона, в которой по-настоящему царит любовь, исполненная артистами весьма сдержанно и одновременно ярко. За холодностью и резкостью, какую демонстрируют по отношению друг к другу герои, скрывается чувство такой силы и глубины, которое Наполеону больше не суждено испытать ни с кем. И пусть Жозефина называла его «мой маленький», сводя таким образом на нет все попытки императора еще больше возвеличиться. В зеркальном отражении эта сцена вернется в финале спектакля. Наполеон, потерявший армию, преданный генералами и женщиной, говорившей зачем-то с ужасным акцентом, сброшенный с пьедестала власти и величия, с явившимся ему призраком Жозефины сидит на ступеньках лестницы и сочиняет текст своего отречения и никак не может его сочинить. Он кричит о том, что отказывается от престола во благо Отечества, но, принимая во внимание обстоятельства и состояние героя, становится понятно, что этот крик родился в груди поверженного властителя, так сказать, на нервной почве.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
63

Возврат к списку

На решение жилищного вопроса молодых семей Тверской области направят 136 млн рублей
Уже почти два месяца в квартире пятиэтажного дома на улице Коробкова постоянно звучит звонкий детский смех. Иван и Анна Израйлевы и три их прелестные дочки обустраиваются на новом месте. 
13.12.201716:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость