19 Сентября 2017
$57.62
68.75
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Туризм 21.11.2011

приДОРОЖНЫЕ ЗАМЕТКИ: «РОССИЯ», М-10, Е-95

Фотограф: Екатерина Детушева

Как ни назови асфальтированную ленту почти в тысячу километров, соединяющую две столицы, но эта трасса всегда была главной, и если уж не самой удобной для езды, то точно самой воспетой. Еще в 1790 году ее прославил Александр Радищев «Путешествиями из Петербурга в Москву», затем к нему присоединилось несчетное число авторов самого разного ранга, а потом и группа «Алиса» запомнившимися на десятилетия словами: «Снова в ночь летят дороги,/ День в рассвет менять./ Кому чья, а мне досталась/ Трасса Е-95».

Как ни назови асфальтированную ленту почти в тысячу километров, соединяющую две столицы, но эта трасса всегда была главной, и если уж не самой удобной для езды, то точно самой воспетой. Еще в 1790 году ее прославил Александр Радищев «Путешествиями из Петербурга в Москву», затем к нему присоединилось несчетное число авторов самого разного ранга, а потом и группа «Алиса» запомнившимися на десятилетия словами: «Снова в ночь летят дороги,/ День в рассвет менять./ Кому чья, а мне досталась/ Трасса Е-95».

Что видим сегодня мы, проезжая по этой автомагистрали?

Нам, тверским, достались 250 км живописной трассы, тот ее участок, что проходит по тверской земле. Что мы лицезреем из окна машины, когда отправляемся в путь? Сможем ли разглядеть, как живут люди в Выползове, Куженкине, Эммаусе, Завидове и многих других населенных пунктах, по которым прошла трасса «Россия»? Когда в Вышнем Волочке был установлен светофор? Кто дал название Выдропужску? Как придорожное кафе прославило деревню Поддубки?

Ответы на эти и многие другие вопросы – позже. Начнем же повествование с истории самой трассы – этой многоликой дороги, соединившей культурную столицу и бизнес-мегаполис, связавшей в единое целое покосившиеся дома с безликими глазницами давно выбитых окон и лоснящиеся сытостью новенькие автозаправки, многокилометровые пробки и редкие четырехполосные участки шоссе, красивейшие пейзажи лесов, полей, рек и озер и позорно «разбавляющие» это природное богатство горы мусора. 

Строительство «перспективной дороги»

На маршруте Петербург – Москва оно началось по указу Петра I почти 300 лет назад. Основание в 1703 году города на Неве, перевод сюда в 1710 году столицы и переезд двумя годами позже царской четы и всех госучреждений дали толчок развитию дорожного строительства. После геодезических съемок, проводимых в течение ряда лет, на карте была проложена совершенно прямая линия – «перспективная дорога» от Петербурга до Москвы. Содержать ее предполагалось за счет казны и мостовых сборов, «ибо лучше проезжему заплатить от Москвы до Санкт-Петербурга с подводы 10 копеек или больше, нежели от худой дороги великий труд иметь в пути». К тому времени и какие-никакие правила дорожной езды сложились. Причем определяли они не только меры наказания извозчика за «резвую» езду вплоть до бития батогами и ссылки на вечное поселение, но и наказания владельцам экипажей. Следили за исполнением прародителей первых ПДД специальные караулы для регулировки движения.

Со смертью Петра строительство «главной дороги» приостановилось. Второй шанс ему дала Екатерина II. В 1786 году императрица утвердила доклад «Об устроении дорог между столицами» – грандиозный по тем временам план реконструкции тракта, по которому предполагалось вымостить камнем дорогу в пределах Петербургской, Новгородской и Тверской губерний. В Московской каменное мощение намечалось только в грязных местах. Но и в те времена хорошо известное сегодня словосочетание «дефицит бюджета» не дало сбыться задуманному. Вместо 4 миллионов правительство смогло ассигновать лишь 1 миллион 300 тысяч рублей, а потому и дорог было вымощено в три раза меньше.

Шоссе Петербург – Москва

Пришло на смену «перспективной дороге» лишь после окончания Отечественной войны 1812 года, когда широкомасштабно начали строить шоссейные дороги. Строительство продолжалось с 1817-го по 1834 год. «Московское шоссе, сократившее расстояние между двумя столицами почти на 55 верст, приведено в сем году к совершенному окончанию на всем протяжении», – сообщалось в рапорте Главного управления путей сообщения и публичных зданий.

Незадолго до окончания работ были утверждены Правила содержания шоссе – первые Правила дорожного движения в России. В них определялись обязанности жителей прилегающих к трассе населенных пунктов и порядок движения транспортных средств, которым предписывалось всегда держаться правой стороны. 

В 1840-е годы эти правила были распространены и на другие дороги России.
Насколько добросовестно за 17 лет удалось выложить первую шоссейную дорогу камнем, история умалчивает. По крайней мере, в 1913 году (к этому времени в России насчитывалось 1,5 миллиона километров дорог, каменными среди которых были лишь 25 тысяч) в газете «Раннее утро» публикуются впечатления о проезде по Московскому шоссе участников автопробега Москва – Париж. «Почти до Химок поднять скорость выше 25 верст было опасно. Ввиду обильной пыли каждая машина следует за предыдущей на расстоянии версты. В Подсолнечной – «губительная» мостовая.

Многим автомобилистам проезд по ней обошелся достаточно дорого. За Клином дорога значительно лучше. Увеличиваем ход. На этом перегоне шоссе во многих местах ремонтируется, и тверское земство распорядилось поставить на всех опасных местах предупредительные сигналы. К такой любезности автомобилисты не привыкли, и она нас тронула. На перегоне Тверь – Новгород шоссе находится в ужасном состоянии – оно изобилует выбоинами и глубокими колеями, а «земельные мостики» устроены так примитивно, что надолго оставят по себе память». 

Сегодня, когда очень многое разительно изменилось, твердое покрытие сети автомобильных трасс общего пользования федерального, регионального и местного значения имеет протяженность уже более 546 тысяч километров. Шоссейных дорог за столетие стало в 20 раз больше, а проблемы с их латанием остались прежними. 

Соединяя Киркенес и Ялту

3770-километровая «нить» – трасса М-10 является частью европейского маршрута E105, который проходит из Норвегии в Украину. В России автомагистраль начинается на пересечении Ленинградского шоссе и МКАД и пролегает по территории Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей через города Химки, Солнечногорск, Клин, по объездным дорогам вдоль Твери и Торжка, через Вышний Волочек, Валдай, вокруг Великого Новгорода, через Чудово, Любань, Тосно.

Именно по этому маршруту, чтобы оценить состояние дорог, вот уже четвертый год подряд «путешествуют» участники слета российских байкеров «Столичные встречи». В конце июля этого года на слет собрались-съехались любители двухколесных «скакунов» и скоростной езды без шлемов из Москвы и Петербурга, мотоциклисты из Валдая, Новгородской, Тверской областей и других регионов России, а также из Латвии и Литвы. Около 1,5 тысячи участников «Столичных встреч», проходивших под девизом «Ударим мотослетом по бездорожью и разгильдяйству», определили самый плохой участок федеральной трассы «Россия» – в третий раз им был признан участок магистрали в Крестецком районе Новгородской области.

Удивительно, но именно Крестцы прославились среди автолюбителей и с положительной стороны. Эти полкилометра у поселка на трассе Петербург – Москва дальнобойщики, туристы и дачники прозвали пирожковой страной. Каждый, кто хотя бы раз проезжал здесь, наверняка помнит замечательное место, где вдоль дороги дымят самовары, а к душистому чаю подают домашние пироги с капустой, яблоками, грибами, картошкой, творогом, лесными ягодами. Говорят, что на этот придорожный, как раньше сказали бы «общепитовский», бизнес работают около ста, а то и больше крестецких семей, и все они зарегистрированы как ЧП. Вот так и соседствуют: плохие дороги и бизнес «а-ля-рус». 

Ни одного, ни другого – ни самовара, ни разбитой колеи – в европейском Киркенесе уж точно не встретишь. Но на «главной дороге России», как именуют М-10 наши водители, и беды, и радости российские. 
Автор: Екатерина ДЕТУШЕВА
62

Возврат к списку

Тверская область интересно и ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Сегодня, 19 сентября, в столичном комплексе «Экспоцентр» открылась 23-я международная туристская выставка «Отдых Leisure 2017», которая продлится три дня. Огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России. 
19.09.201720:04
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость