18 Августа 2017
$59.25
69.65
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Транспорт 17.11.2011

Минуя Новгород и Торжок

Фотограф: Архив «ТЖ»

В этом году отмечается 160-летие Октябрьской железной дороги. К началу 30-х годов ХIХ века, когда в Европе и США уже появился этот вид транспорта, России требовался человек, способный своей энергией, силой воли и талантом возглавить отечественное железнодорожное строительство. Таким человеком явился Павел Петрович Мельников.

В этом году отмечается 160-летие Октябрьской железной дороги. К началу 30-х годов ХIХ века, когда в Европе и США уже появился этот вид транспорта, России требовался человек, способный своей энергией, силой воли и талантом возглавить отечественное железнодорожное строительство. Таким человеком явился Павел Петрович Мельников.

Павел Мельников родился 22 июля 1804 года в Москве. В 1825 году он окончил Санкт-Петербургский институт Корпуса инженеров путей сообщения, где блестящие способности и талант его были замечены и по достоинству оценены – Мельников был оставлен для преподавания прикладной механики. Со временем сгруппировав вокруг себя молодых ученых и видных академиков, профессор Мельников возглавил отечественную школу проектирования и строительства железных дорог. В 1835 году он пишет книгу «О железных дорогах» и получает в качестве награды за этот труд бриллиантовый перстень.

В 1837 году П.П. Мельников изучает опыт строительства железных дорог в Европе, а в 1839 году ведомство путей сообщения командировало его вместе с ученым Н.О. Крафтом в США. После поездки Мельников писал: «Глубоко убежден, что железные дороги необходимы для России, что они, можно сказать, выдуманы для нее более, нежели для какой-либо другой страны Европы, что климат России и ее пространства, которыми постоянно вооружались для отвержения железных дорог, соделывают их особенно драгоценными для нашего Отечества...»

Появление первых железных дорог вызвало огромный интерес в русском обществе, а первые паровозы вызывали смущение и восторг:
Там железная дорога,
Небывалая краса,
Просто диво, чудеса.
В два пути железных шины
На путях летят машины
Не на паре – на парах!..

Слово «паровоз» изобрел писатель Николай Греч, а до этого они назывались «пароходами», что и зафиксировано в известной песне Михаила Глинки: «Дым столбом, кипит, дымится пароход!»
В 1841 году был создан особый комитет для составления проекта железной дороги от Петербурга до Москвы. Составление технического проекта и сметы было поручено, в частности, Мельникову. Условия грунта и климата, по которым должна пройти дорога, встречались в мировой практике строительства железных дорог впервые. 15 сентября 1841 года в докладе на имя императора Николая I были изложены технико-экономические данные по строительству железной дороги между столицами: путь двухколейной по кратчайшему направлению, минуя Новгород и Торжок; длина трассы 652 км… общая сумма расходов 43 млн. рублей серебром.

30 января 1842 года П.П. Мельников и Н.О. Крафт были приглашены в Зимний дворец на аудиенцию с государем, на которой император сказал Мельникову: «Веди дорогу прямо», позже даже возникли анекдоты об императорской линейке. Работы по строительству дороги начались 1 августа 1842 г. Проектируемая линия была разделена на два строительных участка: Петербург – Бологое во главе с П.П. Мельниковым и Бологое – Москва во главе с Н.О. Крафтом, который в период строительства Николаевской железной дороги поселился в Твери. В фондах Тверского государственного архива сохранились многочисленные интересные документы о строительстве железной дороги и об отводе земель под строительство; об укладке верхнего полотна дороги; о забастовках работных людей, переписке с подрядчиками и многое другое.

Интересно, что, ведя изыскания по направлению Петербург – Вышний Волочек, партия Мельникова наткнулась на просеку, проложенную еще в петровскую эпоху, следы которой терялись у деревни Большое Пехово на реке Мете. Эта просека значительно помогла Мельникову в выборе прямого направления пути.

Постройка дороги длилась восемь с половиной лет. Строительные работы выполняли главным образом крепостные крестьяне, которых в первые годы работало по 50-60 тыс. человек. Мельников предлагал завести на каждого рабочего специальную книжку с записью условий найма, нормы выработки, оплаты, предлагал использовать мощность экскаваторов, завезенных из-за рубежа. Однако его предложения даже не рассматривали в Ведомстве путей сообщения графа Клейнмихеля.
14 ноября 1851 года состоялось официальное открытие дороги. Сооружение первой в России двухпутной магистрали Петербург – Москва явилось подлинным триумфом таланта отечественных инженеров, ученых и зодчих, среди которых решающую роль сыграл Мельников, убежденный сторонник того, что железнодорожный транспорт России должен принадлежать государству, ставший первым министром путей сообщения России.

Последние годы своей жизни Павел Петрович прожил на станции Любань Николаевской железной дороги, в 80 км от Петербурга. Так и не встретив подругу жизни, он продолжал заниматься наукой и написанием мемуаров. Родной брат Павла Петровича Алексей Петрович имел дочь Варвару. Павел Петрович умер в 1880 году, а три года спустя его племянница вышла замуж за сына А.С. Пушкина Григория Александровича. По странному капризу истории Варвара и Григорий венчались в той же самой Виленской церкви, в которой Петр I крестил Ибрагима Ганнибала, прадеда поэта. Но это уже совсем другая история…
Автор: Светлана ДМИТРИЕВА, старший научный сотрудник Центрального музея Октябрьской железной дороги
34

Возврат к списку

Сомнений нет: Речной вокзал в Твери восстановят
Зданию Речного вокзала, частичное обрушение которого произошло 7 августа, будет возвращен исторический вид. Об этом заявил губернатор Игорь Руденя в ходе общения с журналистами после заседания регионального правительства, прошедшего в минувший вторник.
16.08.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость