26 Апреля 2017
$55.85
60.79
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика17.11.2011

В сетях маркетинга

Идеологи сетевого маркетинга призывают привлекать к бизнесу в сетевом маркетинге по нескольку человек в день, пять дней в неделю: «Если вы выдержите этот темп в течение одного года, то создадите отличный механизм для штамповки денег». Что можно нажить, будучи участником сетевого маркетинга: богатство или проблемы?

Сетевой маркетинг (МLM) – тема уже давно не новая. Но по-прежнему она вызывает много дискуссий: это бизнес? пирамида? или образ жизни?

Именно из-за подобного спора одна моя знакомая и потеряла работу. Ее начальник, узнав, что в рабочее время она занимается продажей товаров одной сетевой компании, сделал ей замечание. А заодно и прочитал лекцию, что сетевой маркетинг – это мошенничество, своего рода экономическая секта. Знакомая встала на защиту своего маленького бизнеса. В итоге дискуссия с начальником закончилась для нее увольнением.

Как тут ни процитировать популярного среди сетевиков американца Марка Ярнелла: «Вам никогда не следует привлекать других людей к дискуссиям о нашей индустрии, пока вы не будете полностью обучены, уверены в себе и готовы к такому разговору. Если же вы начинаете такую дискуссию, не будучи хорошо подготовленным к этому, то вы рискуете уступить «похитителям мечты».

Эту дискуссию мы решили продолжить на страницах «ТЖ». Действительно ли сетевой маркетинг – мыльный пузырь, готовый лопнуть в любую секунду, или это все-таки способ улучшить свое благосостояние?

Кто-то приходит, кто-то уходит

Статистики, сколько людей в Тверской области занято сетевым маркетингом, не ведется. Привлекает многих присутствующая бесконтрольность (по сути человек сам себе командир, сам решает, сколько времени он будет посвящать этой работе, плюс дополнительный заработок). Как именуют себя сетевики – они независимые предприниматели. Кто-то начинает заниматься распространением косметики, кто-то – бытовой химии или посуды. С течением времени становится понятно, что хлеб оказывается не таким легким, как казалось сначала. Как пишет президент одной сетевой компании Джон Кридон в своей книге «Заученный Оптимизм», его компания отбирает только 5 тысяч из 60 тысяч претендентов на должности менеджера по продажам каждый год.

Причем половина из них прекращает работать на первом году. Те, кто остается, продают все меньше и меньше с каждым годом. Через четыре года 80 процентов продавцов уходят. «Продажа – ремесло непростое», – подытоживает Кридон. Недаром местные газеты пестрят объявлениями, приглашающими поучаствовать в этом бизнесе. 

Заманчивое предложение

На одно такое объявление и откликнулась тверитянка Людмила М. Для начала ее пригласили посетить семинар, где начинающим должны были преподнести информацию о товаре. В конце мероприятия она уже подписывала контракт о работе в дистрибьюторской сети. Для вступления ей пришлось выложить 3 тысячи рублей. Зато потом, как было ей обещано, она вернет эти деньги сторицей.

Главное – выполнять все советы бывалых сетевиков. Так, например, «правило трех футов». Это означает, что вы продаете ваше изделие или возможность его продавать любому, кто находится в радиусе трех футов от вас. Идеологи сетевого маркетинга призывают привлекать к бизнесу в сетевом маркетинге по нескольку (чем больше, тем лучше) человек в день, пять дней в неделю: «Если вы выдержите этот темп в течение одного года, то создадите отличный механизм для штамповки денег».

При этом каждый из привлеченных должен тоже привлекать по нескольку человек ежедневно и делать их распространителями товара, а те в свою очередь тоже по нескольку человек ежедневно. И так далее – до бесконечности. Людмила старалась выдерживать заданный темп, но через пару месяцев ее пыл поостыл. Всех своих знакомых она уже снабдила своим товаром, а больше никому не смогла навязать. Людмила поняла, что она всего лишь маленький кирпичик пирамиды.

Ее опыт вполне укладывается в рамки проводимых экспертами исследований: 80 процентов товара не выходит за пределы дистрибьюторской сети. То есть распространители товаров главным образом и есть потребители. Представьте, если только одна Людмила привлекала бы в сеть по нескольку человек в день, а те тоже привлекали, то, согласно правилам геометрической прогрессии, через несколько недель все жители Твери – от школьников до пенсионеров – стали бы дистрибьютерами.

Ситуация абсурдна. Вспомните старую притчу об индийском радже. Он ознакомился c игрой в шахматы и был потрясен многообразием комбинаций в этой игре. Раджа позвал изобретателя игры и спросил, какую тот хочет награду за свое изобретение. Изобретатель попросил на первую клетку шахматной доски положить одно рисовое зерно, на вторую – два рисовых зерна, на третью – четыре, и так далее. Разозлился раджа и велел визирю отсыпать этому полоумному его жалкую горсть риса и гнать его палками. Визирь неделю считал, сколько же зерен отсыпать изобретателю, а потом сказал радже, что у него нет столько зерна, более того, даже если раджа проживет 1000 раз по 1000 лет, а боги даруют каждый год обильный урожай, все равно не собрать за этот миллион лет столько риса. 

Кто построил пирамиды?

Начнем с того, что в некоторых странах (например, Франция, Испания, Китай) многоуровневый маркетинг приравнен к финансовым пирамидам и запрещен.

Пирамида – в данном случае, это когда большое число людей внизу оплачивают расходы нескольким людям наверху. Каждый новый участник платит за возможность продвинуться к верхней части получения прибыли из платежей других, которые могут присоединиться позже. 
Вот как выглядит типичная денежная пирамида: чтобы вступить, вы должны сделать какое-нибудь капиталовложение. Например, 100 долларов стоит покупка одной позиции в нижнем уровне пирамиды. Часть из этих денег идет человеку в следующем уровне, который находится непосредственно над вами, а другая – идет человеку, который стоит наверху пирамиды, – покровителю. Чтобы вернуть свои деньги, вы должны найти таких же желающих поработать в сети.

Другими словами, пирамида основана на простой математике: много проигравших оплачивают расходы нескольких победителей. И никогда простые участники сетевого маркетинга не обогатятся на продаже продукции сети. Более того, покупая товар, кассеты, право участия в платных семинарах, рядовые дистрибьютеры оказываются в минусе.

Почему люди готовы вкладывать деньги в пирамиды? Покровители пирамиды очень хорошие психологи. При вербовке они создают волшебную восторженную атмосферу, где давление группы и обещание легких денег играют на людской жадности. Кроме того, используются психологические приемчики, способствующие расслаблению человека и внедрению нужных установок. Так, на семинарах сетевых компаний предлагается всему залу вместе потопать, сделать волну, поаплодировать. Всего-то 5 минут – и эти приемы прекрасно снимают защитные функции сознания, человек лучше поддается внушению.

Бриллианты MLM

Бриллиантами называют сетевиков, достигших высших ступеней в компании. 
Этим людям действительно удается хорошо зарабатывать, и они главным образом являются защитниками сетевого маркетинга. Их интересы понятны. Но есть и рядовые сотрудники, которые довольны своим выбором. Наверняка у каждого из нас найдется в кругу знакомых и коллег человек, занимающийся распространением товара.

Большинству из них так и не удалось нажить большого богатства. Зато они исправно ежемесячно закупают товар в своей дистрибьюторской сети по цене ниже, если бы они не являлись членами MLM. А при случае удается немного заработать, если в ближайшем окружении что-то понадобилось из косметики, посуды, моющих средств. В этом случае такая работа может считаться вашим хобби. Но вот если вас обязывают ежемесячно покупать определенное количество товара, а также книги, видеокассеты по обучению сетевому маркетингу, участвовать в платных семинарах, задумайтесь.

Посчитайте. Не получается ли, что вы на самом деле ничего, кроме расходов, не имеете? А доходы от такого легкого способа стать состоятельным человеком и получить все то, о чем вам рассказывали на семинаре – красивое просторное жилье, шикарный автомобиль, возможности отдыхать в красивых экзотических странах, – имеют лишь те, кто затеял эту игру, то есть руководители MLM? 
Автор: Анна СМОЛИНА
40

Возврат к списку

Цвета нашей Победы
Мальчишек друг от друга отличить не так просто. Близнецы-погодки Ваня и Кирилл Петровы одеты в одинаковые куртки. У каждого в руке зажата двухцветная георгиевская ленточка – символ мужества и стойкости советских солдат. «Сейчас, минуту постойте, я вам их прикреплю», – говорит внукам бабушка Мария Петровна, дочь пропавшего без вести красноармейца.
24.04.201722:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию