22 Февраля 2017
$57.86
61.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись14.11.2011

Конструктор двигателей для тепловозов и электростанций

Фотограф: Архив "ТЖ"

К 120-летию со дня рождения.

В научной биографии академика Александра Емельяновича Алексеева, опубликованной историком науки Вячеславом Домбровским в виде книги, один из разделов называется «Создание двигателя для первого в мире тепловоза». Этот двигатель Алексеев изобрел, будучи студентом Ленинградского электротехнического института! 7 ноября 1924 года первый советский тепловоз Щ-ЭЛ-1 с его тяговым двигателем ПТ-100 совершил первый рейс по Октябрьской железной дороге между Ленинградом и Москвой. Наутро молодой электротехник проснулся героем великой страны. В эти же студенческие годы Алексеев успешно участвовал и в разработке конструкции первых тяговых двигателей для трамвая. На них мы с вами передвигаемся до сих пор, сидя или стоя в вагоне самого демократичного вида городского общественного транспорта.

Александр Алексеев родился 27 ноября 1891 года в крестьянской семье в деревне Сорокино Кашинского уезда Тверской губернии. Наши разыскания позволяют с большой вероятностью идентифицировать это селение с современной деревней Сорокино в Сонковском районе, стоящей на железной дороге Рыбинск – Сонково – Овинище – Пестово – Петербург. Поскольку традиция отъезда из этих мест на жительство в Петербург имеет еще дореволюционные корни, то и переезд семьи Алексеевых в Северную столицу в Сашином раннем детстве вполне укладывается в эту схему.

В Петербурге мальчик окончил начальное училище, а затем ремесленное училище Русского технического общества. Полученных там знаний и квалификации ему оказа-лось достаточно, чтобы, начав трудовую деятельность токарем на заводе «Лангезипен», стать затем чертежником, конструктором и, наконец, помощником заведующего на заводе «Дюфлон». Пытливый юноша окончил Вечерние политехнические курсы Общества народных университетов, экстерном получил аттестат зрелости. Поступив в политехнический институт, Александр после революции перешел в электротехнический институт, с которым связал яркий этап своей жизни. По окончании вуза он вскоре стал заведующим отделом новых конструкций, а затем и главным конструктором завода «Электросила» – флагмана советского электромашиностроения.

Под руководством нашего земляка были разработаны первенцы советской энергетики: гидрогенераторы для Волховской, Земо-Авчальской, Рионской и Свирской ГЭС, созданы крупнейшие в мире в те годы гидрогенераторы для ДнепроГЭС, серии мощных турбогенераторов и другие крупные электрические машины, обеспечившие выполнение плана ГОЭЛРО. Некоторые из них работают и по сей день.

Алексеев пользовался полным доверием советского правительства, очень часто выезжал в зарубежные командировки в ту пору, когда это строго лимитировалось. Возвращался он не с пустыми руками: новейший инженерный опыт, предложения по закупкам современного оборудования, а главное – собственные конструкторские разработки, нередко опережавшие электротехническую мысль Запада, оправдывали все затраты на его поездки по европейским заводам, лабораториям, фирмам, энергетическим и транспортным объектам.

С 1932 года до конца своей жизни Александр Емельянович работал в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). С 1936 года профессор Алексеев в течение сорока лет заведовал здесь кафедрой «Электрические машины», десять лет был деканом энергетического факультета. В этот период была сформирована научная школа Алексеева и организована проблемная лаборатория электрической тяги на переменном токе, одна из крупнейших в Советском Союзе. В 1938 году ему без защиты диссертации присудили ученую степень доктора технических наук. При этом в течение многих лет он оставался также консультантом по проектированию крупных электрических машин на заводах в Ленинграде, Новочеркасске, Тбилиси.

В годы Великой Отечественной войны Александр Емельянович в должности профессора Московского энергетического института руководил по поручению руководства страны созданием автоматической рельсосварочной машины РКСМ-200-201. Ее серийный выпуск в 1945 году имел колоссальное значение для восстановления разрушенных во время войны железных дорог нашей страны. За эту разработку профессор Алексеев был удостоен в 1949 году Сталинской премии в области науки и техники.

Бросим взгляд на список лауреатов того года – и увидим очень знакомые имена: куратор Атомного проекта СССР Лаврентий Павлович Берия и руководитель этого проекта Авраамий Павлович Завенягин; авиаконструкторы Андрей Николаевич Туполев и Артем Иванович Микоян; старший сержант Михаил Тимофеевич Калашников; выдающиеся ученые академики Анатолий Петрович Александров, Яков Борисович Зельдович, Игорь Васильевич Курчатов, Лев Давидович Ландау, Анатолий Иванович Савин, Николай Николаевич Семенов, Георгий Николаевич Флёров, Юлий Борисович Харитон. Кстати, ставший тогда лауреатом наш земляк из Осташкова, изобретатель пушки для танка Т-34, создатель системы ПВО вокруг Москвы и руководитель разработок глобальных космических информационно-управляющих систем Анатолий Иванович Савин и поныне является генеральным конструктором концерна «ПВО Алмаз–Антей», а также активным членом Ассоциации тверских землячеств.

Профессор Алексеев в послевоенные годы консультировал проекты тяговых электродвигателей для электровозов переменного тока, которым были присвоены Государственные знаки качества. Под руководством почетного железнодорожника Алексеева были созданы и первые в СССР макетные локомотивы с асинхронными двигателями и частотным управлением. По результатам их испытаний промышленность создала опытный электровоз мощностью 9600 кВт и опытный тепловоз мощностью 4000 л.с. Именно Алексеев обосновал также идею использования магнитного подвеса для поездов метро.

Вторую Сталинскую премию Александр Емельянович получил в 1951 году за книгу «Конструкция электрических машин». Ее первое издание 1935 года было тогда первым в мире вузовским учебником по этой тематике. Другим его классическим трудом является монография «Тяговые электрические машины и преобразователи» (1967). Обе книги переиздавались в СССР по пять раз и переведены на многие иностранные языки.

В 1953 году Александр Алексеев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, и к его многочисленным обязанностям вскоре добавилась работа во ВНИИ электромашиностроения АН СССР. Заслуженный деятель науки РСФСР Алексеев был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета».

Его огромная работоспособность основывалась, помимо прочего, на прекрасной физической форме и заботе о ее поддержании. Стройная фигура почтенного профессора, его красивый облик вызывали уважение и легкую зависть. Александр Емельянович был известным альпинистом, кандидатом в мастера спорта, начав увлекаться горами еще в 1920-х годах, когда совершал восхождения вместе с будущими академиками Борисом Николаевичем Делоне и Александром Даниловичем Александровым.

Он скончался 16 мая 1975 года, и его имя было присвоено основанной им лаборатории электрической тяги на переменном токе Петербургского государственного университета путей сообщения. Интересно, что после его кончины и по сей день преобразованной кафедрой «Электроснабжение железных дорог» вот уже 34 года заведует его ученик и преемник, доктор технических наук, профессор Анатолий Трофимович Бурков. За 75 лет – только два заведующих! Статистика для Книги рекордов Гиннесса.

Автор: Иван ТОРОПЕЦКИЙ
16

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя вручил награды защитникам Отечества
«…Слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь» - звучали сегодня в областном драмтеатре хрестоматийные строки Вадима Шефнера. Прекрасные стихи. И все же те, кто пришел сюда в канун Дня защитника Отечества на торжественное собрание могли бы немного с ними поспорить. Для этих людей Родина, Честь, Достоинство, Мужество, не просто слова – смысл жизни.
22.02.201720:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию