30 Марта 2017
$57.02
61.53
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Политика01.11.2011

Олег Дубов: Чудес ждать не приходится... но хуже точно не будет

Фотограф: Архив "ТЖ"

Глава Оленинского района – частый гость "ТЖ". Его жизненная позиция, управленческий опыт не позволяют ему оставаться в стороне от решения важнейших проблем, стоящих перед областью. Наш сегодняшний разговор с ним посвящен бюджету нынешнему и бюджету следующего года.

Глава Оленинского района Олег Дубов – частый гость нашей газеты. Его жизненная позиция, управленческий опыт не позволяют ему оставаться в стороне от решения важнейших проблем, стоящих перед областью.

Наш сегодняшний разговор с ним посвящен бюджету нынешнему и бюджету следующего года.

– Олег Игоревич, все мы помним, какие споры велись вокруг вопроса реформирования бюджетной сферы и сколько копий было сломано… Что мы имеем сейчас, в результате уже практически проведенной реформы?

– В последнее время я часто встречаюсь с жителями не только Оленинского, но и других районов и, так уж получилось, больше всего с работниками бюджетной сферы. И одна из самых острых проблем, которые волнуют людей, – именно реформирование бюджетной сферы, так называемый 83-й Федеральный закон. На самом деле я рад, что люди уже поняли: вся та «жуть», которой пугали по поводу реформы бюджетной сферы наши оппоненты, не имеет ничего общего с реальностью. Достаточно просто напомнить самую любимую сказку от оппозиции: якобы 83-й ФЗ сделает платными все образование и все здравоохранение. Разумеется, ничего подобного не произошло – смысл закона в другом. В том, что все бюджетные учреждения делятся на три типа: автономные, бюджетные нового типа и казенные, которые наиболее близки к сегодняшним бюджетным учреждениям. Страшилка, как я уже сказал, закончилась ничем. Никто никому не навязывает тип учреждения – его выбирают местные администрации, депутаты с учетом мнения самих коллективов. Исходя из текущей ситуации, из того, как удобнее работать.

И, кстати, в разных районах подошли к этой реформе по-разному, и это правильно. Не было никакого навязывания: да, закон есть, его должны выполнять все, но возможности выбора предоставлены самые широкие. Районы подошли к реализации этого закона разумно, исходя из конкретных условий на каждой территории.

– Вы сказали, что подход в районах был индивидуальным. Можно привести пример?

– Возьмем, например, наш Оленинский район. Все сто процентов учреждений образования и культуры у нас с Нового года становятся казенными. Почему мы поступили так? У нас очень большая сельская сеть, и, если мы не будем держать эти учреждения, а особенно это касается образовательных учреждений, на жесткой смете, у них неизбежно возникнут проблемы с финансированием, и мы их просто не сможем сохранить. Это специфика конкретного района.

Возьмем другой район, где я был совсем недавно. Школ там значительно меньше, нет большой разницы в количестве учеников в каждой из них, и там вполне обоснованно предпочли бюджетные учреждения нового типа. При такой системе финансирования школа сама распоряжается выделяемыми финансовыми средствами. Расчет их производится исходя из количества учеников.

Повторюсь, для них это оптимальный вариант, а для нас, наоборот, он был бы неприемлемым просто потому, что все районы сильно отличаются друг от друга по своей социальной сфере.

Так что, по моему мнению, 83-й закон не только не является злом, он дает возможность каждой территории выбирать наиболее удобный для нее порядок финансирования бюджетных учреждений. У нас большая страна и область тоже большая, с очень разными территориями, очень разными муниципалитетами, и закон как раз и позволяет выбрать оптимальную систему работы для каждой конкретной территории.

– И все-таки это серьезное переустройство порядка, существовавшего многие годы…

– Сейчас понимание этого закона есть уже у всех – идет завершающий этап реформы. И хорошо, что это понимание есть. А с первого января следующего года бюджетные учреждения начнут действовать в соответствии с ними. И социальная сфера будет работать, я считаю, не хуже. Самое главное, что не подтвердились опасения о навязывании районам какого-то определенного подхода к реформе, не учитывающего местной ситуации. Если весной мне приходилось слышать «рекомендации» (причем в достаточно мягкой форме) о том, что перевод 100 процентов учреждений нашего района в казенные нежелателен, то начиная с июня они прекратились. Сегодня региональная власть помогает районам – организационно, методически – выполнить закон в установленные сроки. Но никто не принуждает нас выбирать те или иные подходы к будущему развитию нашей бюджетной сферы. Решения принимаем мы сами.

– А каким будет в целом бюджет в области в следующем году?

– Сейчас работа над бюджетом 2012 года активно идет, он, как вы знаете, уже представлен в Законодательное собрание. Что можно сказать о нем? Подход к бюджету 2012 года я считаю полностью реалистичным и разумным.

– Как отражены в этом документе интересы жителей муниципальных образований области?

– В бюджет заложены средства на повышение зарплаты работникам социальной сферы, объективно рассмотрены и учтены нужды муниципальных образований на уровне нынешнего года, с учетом инфляции. Важнейшим моментом стало более объективное прогнозирование собственных доходов местных бюджетов – раньше эти прогнозы для многих дотационных районов были завышены, и в результате доходная часть местных бюджетов не исполнялась.

В этом году с приходом нового губернатора Андрея Владимировича Шевелева отношение к местным бюджетам изменилось. Удалось решить многие финансовые проблемы, образовавшиеся среди года из-за нереального прогноза собственных доходов местных бюджетов – районы получили серьезную финансовую помощь.

Очень хорошая новость для тружеников села в том, что возвращается молочная дотация. Не будем сейчас обсуждать, зачем ее, собственно, отменили, но сейчас дотация восстановлена в прежнем размере – 70 миллионов рублей. Это не критические деньги для областного бюджета, а вот для развития молочного животноводства они очень важны.

– И вот мы перешли к сельскохозяйственной составляющей…

– Вообще уровень финансирования сельского хозяйства в нашей области вполне достойный. В принципе и раньше было так, но в бюджетах прежних лет деньги выделялись в основном на инвестиционные проекты. Я не хочу сказать, что это плохо, что этого не нужно делать. Но, согласитесь, ненормальна ситуация, когда пять или десять процентов хозяйств, самые крупные, получают 80 или 90 процентов бюджетной поддержки. Но есть же и другие хозяйства, пусть не слишком успешные, но они создают рабочие места, «держат» населенные пункты, сохраняют население в деревнях – что само по себе крайне важно. И бюджетная поддер-жка им тоже нужна. Причем нужна для их выживания.

Этот вопрос неоднократно ставили и главы муниципальных образований, и региональное отделение «Единой России», и депутаты Законодательного собрания области, в том числе Николай Иванович Попов, выступавший с этой темой на всех уровнях. Новое руководство области разобралось с ситуацией, и у него есть четкое понимание, что та же «молочная дотация» – это поддержка не только конкретного производителя, но и целой сельской территории.

Будет постановление правительства области, регламентирующее порядок предоставления дотации. Я считаю, что она должна даваться не по прогрессивной шкале, на литр молока, вне зависимости от среднегодового надоя. Только так дотация будет ориентирована не на крупные хозяйства, а на тех, кто в ней в первую очередь нуждается – небольших сельхозпроизводителей.

Кстати, селяне уже оценили этот шаг областного руководства. У области нет каких-то сверхдоходов и не предвидится, нет каких-то очень выгодных условий по дотациям из федерального бюджета, тем не менее мы вернулись к справедливому распределению средств.

Над бюджетом, безусловно, нужно продолжать работать, но в основном это уже вопросы узкоспециальные и технические. А общая концепция верна. При всех объективных трудностях, которые, конечно же, осложняют жизнь области в будущем году, региональная власть сделала все возможное, чтобы не ухудшить жизнь людей на местах, ситуацию в социальной сфере, ЖКХ, сельском хозяйстве. Подход правильный. Думаю, что он сохранится и в ходе принятия бюджета.

– Олег Игоревич, не секрет, что существовавшая ранее методика выделения бюджетных средств была достаточно сложной. Как меняется дело сейчас?

– На мой взгляд, главная проблема в получении средств из областного бюджета – даже не объемы финансирования, а избыточный, нередко бессмысленный бумагооборот и произвольные, регулярно меняющиеся требования отраслевых департаментов (теперь министерств), не имеющие непосредственного отношения к формированию и исполнению бюджета. И решение о том, перечислять средства в районы или нет, принимает не Министерство финансов, а именно отраслевики. Это крайне отрицательно сказывается на оперативности в исполнении бюджета.
Причем те бумаги (объемом примерно по 50 листов каждый квартал), которые мы сдаем в отраслевые министерства, читают, как правило, только два человека – наш исполнитель, который их пишет примерно целый месяц, и исполнитель отраслевого министерства, который их у нас принимает. Практической пользы от этого ноль, зато все при деле.

При этом расходование средств, как таковое, несмотря на такой огромный поток бумаг, не контролируется.

Что я предлагаю? Заменить все эти «талмуды» четырьмя квартальными сводками на одном-двух листах. В начале года районы утверждают распределение средств балансирующей субсидии по видам расходов (строго определенным – естественно, связанным с текущим финансированием социальной сферы). А затем ежеквартально отчитываются в Министерство финансов о реальном направлении средств именно на эти цели. И тогда дальнейшее выделение средств будет связано не с тем, кто как написал красивую, но пустую бумагу, а с тем, где своевременно и грамотно исполняется бюджет.

При этом выделение денежных средств должно быть исключительной прерогативой министерства финансов области. Иначе мы не сможем уйти от той громоздкой и до абсурда забюрокраченной системы, которая существует сейчас.

– Каков в целом ваш прогноз для районов на следующий год?

– Районы области будут жить нормально. Потому что изменилось отношение к ним региональной власти, пришло понимание реальных нужд муниципальных образований и соответствующее к ним отношение. И именно по инициативе областной власти в течение этого года несколько раз уточнялись районные бюджеты в сторону увеличения. Это огромный плюс. Достаточно сказать, например, что у многих районов есть проблемы с возвратом кредитов, взятых в прежние годы.

Кредиты брались не потому, что районные власти плохо работали, а по объективным причинам, главная из которых – недостаток финансирования. Вы понимаете, что при бюджете, условно – в триста миллионов, наличие непогашенного кредита в сто миллионов означает только одно: и бюджет не исполнят, и кредит не выплатят… К нам это не относится, но вообще таких районов много, больше половины.

– Губернатор неоднократно подчеркивал, что будет помогать тем районам, руководство которых умеет работать. Как это реализуется на практике?

– Простой пример – распределение в муниципальных образованиях новых автобусов. Помощь получили в первую очередь те районы, которые и сами занимались развитием собственного автотранспорта. Мы, например, получили три автобуса от губернатора, потому что до этого приобрели шесть за свой счет в течение полутора лет. Нужно еще помнить и то, что развитие автобусного сообщения позволяет снизить напряжение на рынке труда, как это произошло у нас в Оленинском районе. У нас есть совместная программа с Нелидовским ДОКом, по которой там создаются новые рабочие места для жителей нашего района. А наличие дополнительного автобуса позволяет снять проблему ежедневного регулярного сообщения. Решив одну проблему, мы смогли решить и другую.

– Какой вы видите новую бюджетную политику региона?

– Новая бюджетная политика региона сохранила то положительное, что было наработано, и одновременно она позволяет говорить о социально ориентированном бюджете области, о более внимательном отношении к нуждам муниципальных образований. И все социальные обязательства будут выполнены – это никаких сомнений не вызывает. Бюджет не является идеальным, но он учитывает все нужды региона и исходит из наших реальных возможностей.
Автор: Алексей БАБИЧ
78

Возврат к списку

В армию на три дня | В Твери прошли учебные сборы юнармейцев
В Твери на территории военной части 31056 прошли учебные сборы. Кажется, обычное дело – строевая, физическая, огневая подготовка, ориентирование на местности. И все же они были особенными.
29.03.201720:59
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию