11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика28.10.2011

Копейка рубль бережет?

Всем нам приходилось замечать, как сильно отличаются порой люди в своем отношении к вещам, к деньгам. К кому-то мы применяем определение «экономный», а кого-то называем обидным словом «скряга».

Всем нам приходилось замечать, как сильно отличаются порой люди в своем отношении к вещам, к деньгам. К кому-то мы применяем определение «экономный», а кого-то называем обидным словом «скряга».

У психологов есть свое объяснение разным типам экономического поведения человека. Об этом мы поговорили с кандидатом психологических наук, доцентом факультета психологии и социальной работы ТвГУ, Еленой Короткиной.

– Елена Дмитриевна, от чего зависит отношение к деньгам? Почему одним люди расточительны, другие крайне экономны – независимо от уровня дохода?

– В плане психологии экономическое поведение можно рассматривать с разных сторон. Но личностные особенности оказывают огромное влияние на то, как человек ведет себя в отношении денег, трат, экономии. Во-первых, на финансовое поведение человека огромное влияние оказывает уровень его интеллекта. Чем выше интеллект, тем более рационально человек подходит к своим тратам, накоплениям, сбережениям. Он выделяет, что для него наиболее важно в данной конкретной ситуации. Во-вторых, важны эмоциональные особенности человека, например, насколько он импульсивен или привык тщательно обдумывать свои решения и поступки.

Эмоциональные особенности базируются в том числе на психофизиологических характеристиках: темпераменте, пластичности и гибкости нервной системы, особенностях психических процессов. Кроме этого, мои исследования и исследования зарубежных ученых подтверждают, что в отношении финансов большое влияние оказывают социальные факторы. Это стиль воспитания в семье, культурные традиции, родительские напутствия. Если говорить научным языком, большое влияние оказывает процесс социализации ребенка, все те процессы, благодаря которым человек усваивает социальные нормы и ценности общества.

Конечно, макроэкономическая ситуация в целом тоже не может не влиять на экономическое поведение. В состоянии кризиса поведение людей меняется. На первое место выходит фактор активности. Человек начинает думать: надо что-то делать, чтобы обезопасить себя в экономическом плане.

В целом исследований по экономической психологии очень мало. Но все они очень интересны, так как отражают важную составляющую жизни любого человека, независимо от его возраста и социального положения. Одна моя студентка изучала влияние на отношение к деньгам этнокультурных особенностей. Оказалось, фактор бережливости, экономности зависит от культурных традиций страны. К примеру, в странах Средней Азии люди более бережливы, чем россияне. В том числе это связано с тем, что у узбеков и таджиков принято копить деньги на свадьбу с рождения человека. И так из поколения в поколение.

– Расскажите поподробнее о том, как семья может сформировать у человека отношение к деньгам?

– Родительское воспитание, безусловно, является важным фактором формирова ния экономических представлений у де тей. В клинической практике выявляются различные напутствия, которые родите ли сознательно или бессознательно вну шают своим детям и которые оказывают влияние на всю их последующую жизнь, часто искажая восприятие действительно сти и вызывая эмоциональные расстрой ства и неадекватное поведение в зрелом возрасте.

Если человек воспитывался в бедной семье, то это совершенно по-разному может сказаться на его дальнейшей жизни. Будут либо бесконечные траты, либо экономия буквально на всем. Есть даже выражение «денежная патология». Существует несколько денежных типов личности: скряга, транжира, денежный мешок, игрок. За рубежом психоаналитики работают с невротическими расстройствами, связанными с финансовым поведением. Потому что это очень важный фактор, влияющий на общение в семье, отношения на работе и в целом на самочувствие и благополучие человека. Особенно для мужчин он очень важен. Женщины более гибки в этом плане.

Напутствиям, которые ребенок слышит часто в детстве, человек иногда следует всю жизнь. «Мы бедные, но честные», – часто говорили родители особенно в советское время. Поэтому такие люди действительно чувствуют себя вполне уверенно, не имея достатка.

– А из чего складывается отношение к деньгам общества в целом?

– В 80-90-е годы наша страна перешла на новые экономические рельсы. Была введена частная собственность. А экономическое сознание общества так быстро измениться не может. По сути, наша страна находилась в состоянии естественного эксперимента с точки зрения изменения массового сознания. Психологи, исследовавшие изменение динамики сознания, наблюдали, как меняется система норм и ценностей, принятых в обществе. На первое место вышли материальные ценности. Изменились потребности, мотивы поведения человека в экономической сфере.

Уже давно не секрет, что современное общество – общество потребления. Сформировался целый социальный слой – потребителей. Эта роль диктует выполнение определенных правил поведения, норм. Сегодня исследователи говорят о том, что консьюмеризм (термин, произошедний от англ. consume – "потребитель») принимает чересчур навязчивые формы. Люди, решая любую проблему – психологическую, семейную, профессиональную, – идут в магазин и совершают покупки. Так появляются шопоголики. И исследования говорят о том, что у человека действительно меняется настроение.

В настоящее время человеку очень сложно экономить деньги. Сегодня важно купить все новое: новая модель телефона, автомобиля и другие вещи. Мы почти все вовлечены в этот процесс. Исключение составляют разве что пожилые люди. Они росли и жили в обществе производителей. Им, к примеру, свойственно не выбрасывать старую вещь, а отремонтировать ее. Молодому поколению легче заменить ее на новую. Даже если недостаточно средств, можно взять кредит. Появилось совершенно иное экономическое поведение и сознание.

Поэтому в большинстве своем молодежь не делает сбережений. Это удается больше даже пожилым людям пусть и с небольшой пенсией.

Молодежь хочет экономить разве что собственные ресурсы. Чаще они хотят поменьше работать, побольше зарабатывать. То есть экономить собственное время, силы.

– Какие еще факторы мешают нам быть экономными?

– Заметьте, что в торговых центрах под одной крышей объединяют кафе, рестораны, развлекательные заведения, кинотеатры. Все это неслучайно. Есть закономерность – когда человек развлекается, у него хорошее настроение, он легче тратит деньги. В торговле и рекламе используются приемы и методы, которые воздействуют уже даже не на сознание, а на подсознание. К примеру, приятная музыка в магазине заставляет нас делать покупки, основываясь не на рациональном выборе, а на эмоциональном состоянии. Рекламные ролики учитывают склонность людей к разным способам восприятия, опираются на основные потребности человека.

– Неужели все люди поддаются психологическим манипуляциям рекламщиков?

– Нет. Все зависит от психологического типа личности. Есть очень легко внушаемые люди. Они ориентированы на социальное одобрение окружающих. В среднем более внушаемые женщины, пожилые люди и подростки. Уровень образования, конечно, тоже влияет. Другого типа личности ведут себя более рационально. Им надо сначала все взвесить, продумать, посоветоваться. Есть такие, которые склонны покупать то, что советуют друзья.

– Надеюсь, наш разговор все-таки поможет читателям более рационально подходить к расходованию своих средств и не поддаваться психологическим манипуляциям, которые не только мешают экономить, но и делают нас расточительными.

Автор: Татьяна ДАНИЛОВА
66

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию