03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись27.10.2011

Северный морской путь – за 16 дней

Фотограф: Архив "ТЖ"

Рекорд скорости сквозного прохождения Северного морского пути установило в 1951 году небольшое деревянное гидрографическое судно «Темп». Полярный капитан Алексей Марышев провел его от Архангельска до бухты Провидения за 16 дней!

Рекорд скорости сквозного прохождения Северного морского пути установило в 1951 году небольшое деревянное гидрографическое судно «Темп». Полярный капитан Алексей Марышев провел его от Архангельска до бухты Провидения за 16 дней! Вспомним, что норденшельдовской «Веге» потребовалось на это 348 дней, «Таймыру» и «Вайгачу» в 1915 году – 470, «А. Сибирякову» в 1932 году – 65, а ледорезу «Ф. Литке» в 1934 году – 83 дня. Вряд ли рекорд «Темпа» и его капитана будет когда-либо побит хотя бы потому, что таких судов для работы в Арктике давно не строят.

Хотя Марышев и отличался большой самостоятельностью и независимым характером, это не был задуманный спортивный рекорд. Капитан выполнял порученную ему работу и просто воспользовался благоприятной навигационной обстановкой, а маршрут он знал с закрытыми глазами, плавая в Арктике к тому времени уже два десятка лет.

Кто же этот человек, который еще совсем недавно жил рядом с нами, а теперь его именем называют географические объекты и морские суда, упоминают с восхищением  даже в художественных произведениях?   (См. повесть Б. Казанова «Полынья»).

Алексей Васильевич Марышев родился в Петербурге 7 октября 1906 года, учился в реальном училище, но послереволюционный голод прогнал их на малую родину отца – в деревню Захаркино Калязинского уезда Тверской губернии. Деревня стояла близ старинного тракта, идущего вдоль волжского правобережья от Калязина к Угличу, а оттуда к Рыбинску и Ярославлю. До большого села Семендяева было всего пять километров, и для Алексея это не было препятствием. Там юноша и завершил успешно школьное обучение.

В конце 1924 года Алексей вернулся в Ленинград и поступил на работу в кооператив «Пролетарский Союз», где последовательно работал учеником мясника, учеником продавца, кассиром и контролером.

Неопределенность в жизни закончилась, когда через два года он пришел на водолазную базу Наркомата путей сообщения. Крепкое сложение, умение терпеть, напористость, желание во всем разбираться самому и природный ум незаметно, но уверенно превращали его в настоящего морского волка. За довольно короткое время он прошел путь от ученика подрывника и матроса на судах торгового флота до боцмана на пассажирском пароходе «Рудзутак», ходившем на международной линии Ленинград – Лондон.

После этого Марышев решил попробовать себя в Арктике и благодаря отличным характеристикам был принят в 1933 году помощником капитана парусно-моторного бота «Гыдоямо», входившего в состав Западно-Таймырской экспедиции И.А. Ландина. С тех пор вся его жизнь оказалась посвящена арктической гидрографии.

В довоенные годы он служил вторым помощником капитана на боте «Сталинец», командовал гидрографическими судами «Профессор Визе» и «Папанин». Последнее зимовало в бухте Книповича и служило базой гидрографической экспедиции в Таймырском заливе.

В 1934 году, ведя гидрографическую съемку возле западного побережья Таймыра, второй помощник капитана парусно-моторного бота «Сталинец» А.В. Марышев и топограф А.И. Гусев нашли на острове Вейзеля (ныне остров Геркулес) столб из плавника с аккуратно вырезанной надписью «Геркулесъ. 1913 г.», обложенный камнями. Около столба были обнаружены сломанные старые нарты и цинковая крышка от патронного ящика. Так отыскались следы пропавшей в 1912 году экспедиции полярного исследователя Владимира Русанова. Через месяц были найдены свидетельства пребывания русановцев и на соседнем острове. Находки были умножены в 1936 и 1957 годах и теперь находятся в Музее Арктики и Антарктики. А в 1975 году экспедиция Дмитрия Шпаро обнаружила останки затонувшего на мелководье русановского «Геркулеса».

Самым сложным периодом полярной биографии Марышева были годы Великой Отечественной войны. В Северном Ледовитом океане линия  фронта  проходила практически по побережью, поскольку немецкие подводные лодки были частыми незваными гостями в западном секторе Арктики. То же можно сказать и о вражеских самолетах.

14 сентября 1942 года гидрографическое судно «Якутия», которым тогда командовал Марышев, встретило в шхерах Минина – архипелаге небольших островов у побережья полуострова Таймыр – стоявшую на якоре немецкую подводную лодку. Нашим повезло: из-за обширного мелководья лодка не смогла атаковать безоружное судно, и «Якутия» резво скрылась под скалистым берегом.

В навигацию 1943 года корабль «Мурманец», патрулируя ледовую кромку, был обстрелян у Новой Земли фашистским самолетом. В порт Диксон возвращались поздней осенью. На борту находился в качестве пассажира А.В. Марышев. Поскольку незадолго до этого на пути следования «Мурманца» были торпедированы пароходы «Диксон», «Архангельск» и «С. Киров», капитану П.И. Котцову предложили ждать военное охранение. Марышев преотлично знал этот район, поскольку работал здесь с гидрографами с первой своей навигации – с 1933 года. И именно здесь прошлым летом ему удалось уйти от немецкой подводной лодки.

«Но не прошло и часа, – вспоминал П.И. Котцов, – как старший радист А.А. Огнев сообщил мне, что где-то вблизи нас по радиотелефону на коротких волнах ведут разговор две немецкие станции. Я бросился в радиорубку. Станции действительно настолько близки к нам, что прослушивался даже громкий фон микрофона. По отдельным словам я понял, что судно немцами обнаружено, и младший из разговаривающих просит разрешения потопить его, второй же, старший, по каким-то соображениям запрещает». Наши не стали дожидаться, пока фашисты договорятся, снялись с якоря, и Марышев повел судно в темноте необследованным фарватером. Через сутки «Мурманец» благополучно прибыл на Диксон, где был оставлен на зимовку.

В Диксоне Алексея Васильевича назначили капитаном ледокольного парохода «Таймыр», незадолго до этого получившего повреждения на отмели в Енисейском заливе. Начался ремонт, а неуемная энергия Марышева требовала выхода, и по инициативе его и капитанов других зазимовавших в Диксоне по решению командования 17 кораблей был организован учебный комбинат для подготовки штурманов, механиков и радиосвязистов. Алексей Васильевич с увлечением преподавал на учебных курсах навигацию. Со своего «Таймыра» он привел на учебу толкового матроса Юрия Кучиева, ставшего по окончании курсов третьим помощником капитана, то есть самого Марышева.

Впоследствии Алексей Васильевич продолжал наставничество, и они вместе плавали на ледоколе «Макаров» в Балтийском море. Прославленный капитан атомохода «Арктика», впервые достигшего в автономном плавании Северного полюса, Герой Социалистического Труда Юрий Сергеевич Кучиев боготворил своего учителя и до последних дней навещал его в Ленинграде.

В навигацию 1944 года отремонтированный «Таймыр» ходил в Игарку, Усть-Кару, часто возил грузы в районах действия фашистских субмарин. Марышев и Котцов были награждены орденами Отечественной войны 1-й степени.

Работа нашего земляка в Арктике продолжилась и в мирное время. Кабинетные начальники немало попортили ему крови мелочными придирками, а полярные гидрографы всегда охотно шли на экспедиционные суда, которыми командовал Марышев, потому что знали: под его командой намеченные задания будут выполнены, несмотря на любые трудности.

Капитан А.В. Марышев до 1966 года оставался в строю, командуя гидрографическими судами «Могилев», «Ост», «Исследователь» и другими. Он скончался в Ленинграде в 1976 году. Вскоре, 26 ноября, по предложению Гидрографического предприятия Министерства морского флота СССР Красноярский крайисполком назвал его именем мыс на полуострове Оскар в заливе Толля на побережье Таймыра. Здесь капитан Марышев выполнял перед войной промерные работы на гидрографическом судне «Папанин».

В 1990 году на воду было спущено построенное в Финляндии могучее современное исследовательское судно «Алексей Марышев».
Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
117

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию