19 Января 2017
$59.18
63.23
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Служба25.10.2011

Торпеды летели с неба

Фотограф: Архив "ТЖ"

К 100-летию со дня рождения.

Немало наших асов говорили много лет спустя после войны (раньше было нельзя), что в начале войны немецкие летчики били нас не талантом, а выучкой, опытом, действиями, доведенными до автоматизма. Конечно, и боевые качества самолетов играли огромную роль, но опыт значил не меньше.

Не случайно те наши летчики, которым удалось основательно полетать до войны, на фронте творили чудеса. А русский характер, в том числе риск на грани возможного, приносил порой невероятные воздушные победы.

Одним из этой когорты был офицер морской авиации и наш земляк Григорий Дмитриевич Васильев. Он родился в деревне Субботиха под Бежецком 11 октября 1911 года. Его сиротское детство было тяжелым даже по тем голодным временам. Гриша пас скот, помогал в полевых работах, надрывался на лесозаготовках. По-счастливилось оказаться в Москве, и он окончил там школу и три курса техникума.

Жизнь резко переменилась, когда он в 1930 году добровольно пошел служить на флот. Григорий поступил в Ленинградское военно-морское училище имени М.В. Фрунзе – главную кузницу морских командирских кадров, а затем его перевели в Севастопольское училище береговой обороны. На третьем курсе вновь поступает вводная: Васильева направляют в военно-морскую авиацию. Как оказалось, уже навсегда.

В 1934 году Григорий окончил Военно-теоретическую школу летчиков в Ленинграде, а через два года – Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина.

Вот с таким богатым опытом обучения началась его служба вторым пилотом в 124-й дальнебомбардировочной эскадрилье Черноморского флота. На тяжелом бомбардировщике МТБ-1 приходилось иногда налетывать над морем в общей сложности до 12 часов в сутки. И тут судьба (то бишь начальство) делает еще один поворот: Васильева направляют с повышением на Тихоокеанский флот на должность командира звена 15-го отдельного авиаотряда. На летающей лодке МБР-2 Григорий Дмитриевич участвовал в боевых действиях против японцев на озере Хасан. 
В начале Великой Отечественной ему доверили освоение нового типа летающей лодки, а затем направили под Куйбышев в Военно-морское училище имени С.А. Леваневского. Васильев переучился с лодочного самолета на торпедоносец Ил-4 и был оставлен там летчиком-инструктором. Такие кадры были тогда на вес золота.

В марте 1943 года после написания очередного рапорта капитан Васильев прибыл в 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота. Здесь-то и сказались его общая подготовка, опыт и характер.

Уже в первом своем крейсерском полете 23 июля 1943 года Васильев потопил вражеский транспорт водоизмещением до 6 тысяч тонн. Один из сослуживцев вспоминал: «Такому успеху порадовался бы и самый опытный летчик. Васильев же был недоволен. Конечно, можно показать командиру фотопленку: вот она, эта победа. Но он при докладе командиру назвал свою атаку учебно-тренировочной.

«Транспорт, – сообщил он, – не имел охранения. Зенитный огонь велся беспорядочно. И я допустил ошибку». – «Какую? Попадание же точное», — возразил командир. Васильев рассказал: при заходе на цель опоздал с маневром, пришлось все повторять сначала на виду у вражеских зенитчиков... Через несколько дней в новом полете он обнаружил транспорты в охранении сторожевых кораблей. Все мастерство надо было вложить в первый же удар. И хотя самолет находился под огнем зенитной артиллерии не более семи-десяти секунд, несколько осколков все же прошило фюзеляж. Это случилось на том отрезке пути, когда маневрировать уже нельзя, и Васильев прорывался к цели через стену разрывов. Транспорт был потоплен с первой же атаки».

1 августа экипаж Г.Д. Васильева нанес по военно-морской базе Котка бомбовый удар, в результате которого возник большой пожар. В ночь на 23 августа в крейсерском полете в сложнейших метеорологических условиях он умело вышел на цель, торпедировал и потопил танкер врага водоизмещением 6 тысяч тонн, груженный нефтью.

Многократно приходилось отбиваться от истребителей противника. А 20 сентября он попал под плотную завесу зенитного огня: стреляли и сторожевые корабли, и зенитки с транспортов. Вот здесь и сказались воля капитана Васильева и нацеленность на результат, которого надо достичь, невзирая ни на что. Он точно, не уклоняясь, выдержал боевой курс и дал возможность своему штурману В. Данилову ударить торпедой в транспорт. Увидев, что попадание оказалось снайперским и судно начало крениться, Васильев вывел торпедоносец из зоны обстрела.

1 октября при низкой облачности и непрестанном дожде его самолет более шести часов подряд шел над морем в поисках цели. Точная торпедная атака завершила этот тяжелый воздушный марафон: вражеский транспорт затонул.

Успехи нашего земляка в этот период, с учетом сильнейшего огневого противодействия вражеской зенитной артиллерии и авиации, были просто поразительны. К декабрю гвардии капитан Васильев на самолете Ил-4 совершил 46 успешных боевых вылетов на разведку и свободную охоту, потопив 4 транспорта и танкер противника. Кроме того, Григорий Дмитриевич причинил врагу немалый урон во время налетов на военно-морские базы и аэродромы. 22 февраля 1944 года за эти подвиги ему было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 2922).

В третьем томе «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза» есть такие строки: «Одиночные крейсерские полеты, требовавшие большого мужества, самообладания и мастерства от экипажей самолетов-торпедоносцев, получили высокую оценку: минно-торпедная авиационная дивизия Балтийского флота была преобразована в гвардейскую, а наиболее отличившаяся 3-я эскадрилья, которой командовал капитан Г.Д. Васильев, награждена орденом Красного Знамени. Всем командирам экипажей эскадрильи было присвоено звание Героя Советского Союза».

Командиром прославленной 3-й Краснознаменной эскадрильи 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Балтфлота он стал в марте 1944 года. А в один из сентябрьских дней на Балтике произошла настоящая битва его полка с фашистскими кораблями. В атаке участвовали наши лучшие торпедоносцы. Сам Григорий Дмитриевич считал этот бой самым трудным в своей фронтовой практике. Командир полка Борзов потопил транспорт водоизмещением 6 тысяч тонн, а комэск-3 Васильев отправил на дно охранявшийся миноносцами и сторожевыми кораблями немецкий транспорт водоизмещением 8 тысяч тонн.

Этот бой был для него последним: капитана Васильева направили на курсы усовершенствования, и на Балтику он вернулся уже в самом конце войны заместителем командира полка по летной части, встретив в этой должности День Победы. Семь боевых орденов сверкали к этому времени на его парадном мундире.

В 1955 году Григорий Дмитриевич окончил Военно-морскую академию, а через три года в звании полковника вышел в запас. Жил и работал в Евпатории, умер 20 ноября 1978 года и похоронен на аллее Героев.
Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
9

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Тверской области стартовала программа «Нас пригласили во Дворец»
Проект «Нас пригласили во Дворец» реализуется по инициативе губернатора Игоря Рудени. Всего в масштабной акции примут участие более 33 000 учащихся 526 школ Твери и области. В картинной галерее побывают 513 групп, составленных из учеников 8-х классов. Численность же обучающихся в 9–11-х классах составляет около 21 000 человек.
19.01.201711:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию