26 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура20.10.2011

На сцене – ноумены?

Несколько рассуждений об искусстве играть комедию вообще и комедию Григория Горина «Феномены» в частности.

Несколько рассуждений об искусстве играть комедию вообще и комедию Григория Горина «Феномены» в частности.

Вам случалось, попав в незнакомую компанию, сидеть с постной миной, когда все вокруг неудержимо хохочут? Ну да, они смеются над известными им лицами и фактами, относительно которых вы пребываете в неведении. Рассуждение простое: чтобы быть смешным, предмет смеха должен быть известен. Замечено: анекдоты о всем известных людях – политиках, звездах эстрады – вызывают больше смеха, чем шутки по поводу абстрактной тещи или неведомой блондинки.

Поставленный режиссером Борисом Михней на сцене Тверского академического театра драмы спектакль «Феномены» по комедии Григория Горина, как и положено, вызывает смех в зрительном зале. Но амплитуда и частота этого смеха у нас значительно ниже, чем могла быть. Рассуждая о данном феномене спектакля, сразу же наталкиваешься на очевидное: у драматурга четко прописано время действия, когда она и была написана автором: канун Олимпиады-80. Время маркировано и упоминанием «жигуленка» – собственнической гордости тех лет, и особой атмосферой ожидания чуда, каким были для страны молодежный фестиваль 57-го и московская Олимпиада. Но режиссер перенес действие в современность. «Жигули» поменял на «Мерседес», упоминания о двадцатом веке исправил на следующий по порядку и обессмыслил роль инженера, прибывшего в столицу «выбивать» нужные его родному заводу комплектующие – сюжет явно не нашего времени.

Борис Михня, человек остроумный, автор нескольких популярнейших у публики комедийных спектаклей, подолгу не сходящих со сцены, на мой взгляд, прочитал какую-то другую пьесу – не ту, которую читал я, не ту, которая шла на сцене Театра Сатиры и которую уже в наши дни под хохот и аплодисменты зрителей разыгрывал Юрий Гальцев с товарищами по питерскому Театру Эстрады. Режиссер тверских «Феноменов» добровольно и сознательно отказался от мощного источника смеха – от воссоздания и иронического переосмысления известных большинству публики реалий советского времени. Ах, каким смешным мог бы быть «комментарий» к действию, составленный из фрагментов наших тогдашних песен, теленовостей от Игоря Кириллова и заставок полузабытых передач! Но телевизор, стоящий на сцене, остается реквизитом, не становясь действующим лицом. Таким же «реквизитом» остается фамилия главного «феномена», которая просто взывала к режиссерской фантазии.

Второе рассуждение «по поводу» исходит из наблюдения о том, что все долговечные комедийные пьесы не просто демонстрируют смешные ситуации и парадоксальные коллизии, но в основе своих сюжетов имеют самые серьезные проблемы человеческого бытия.

И снова, мне кажется, режиссеру изменило чутье: он не сделал центральной тему опасности для общества различных псевдонаучных суеверий вокруг и по поводу необъяснимых явлений. Между тем утрата рационализма под натиском антинаучной галиматьи и новейших псевдоверований, враждебных подлинной Вере, грозят обществу моральным хаосом и деградацией ценностей. Среди которых, кстати, уважение, доверие и благодарность настоящей науке – на одном из ведущих мест. Эта тема оказалась оттеснена куда-то на периферию зрительского внимания. Хотя в тексте она проявлена более чем ясно: два появления увлеченной паранормальными явлениями доктора Ларичевой (И. Кириллова) – две грани названной проблемы. Но режиссер превратил первое явление в фарсовую гримасу, нарядив актрису в шаржированно футурологический костюм и задав мизансцены, противопоказанные даме, искренне считающей себя первопроходцем новых научных свершений. А второе явление – усталой, неважно себя чувствующей, а главное – прозревшей от заблуждений героини вообще упрятал куда-то к кулисам, хотя вся логика действия требовала авансцены, прямого взгляда в зал…

Третье рассуждение (о чем-то похожем, помнится, писал еще в XVIII веке Дени Дидро в «Парадоксе об актере») заключается в следующем: чем яснее мы понимаем, что на сцене – всего лишь игра, что хорошо знакомые нам по другим спектаклям артисты дают для нас представление, тем больше мы жаждем убедительных деталей, заставляющих нас верить в реальность персонажей, додумывать вместе с актерами их характеры и обстоятельства жизни вне сценического действия. С этим у большинства играющих тоже есть проблемы. Роль несчастного «феномена», видящего сквозь стены, актер В. Чернышов играет серией ярких эпизодов, которые, однако, не складываются в цельный характер. У Л. Брусина, напротив, роль психологически выверена до предельной точности, с той, однако, поправкой, что эта профессионально блестящая работа, на мой взгляд, из другой, не горинской, а чуть ли не чеховской стилистики.

В спектакле есть смешные моменты, есть интрига, отдельные комедийные находки… Но нет того результата, на который рассчитана и которого достойна драматургия – давайте не будем стесняться эпитетов – прекрасного мастера Григория Горина.

Феномен, как известно из словарей, – явление, данное нам в реальности. Противоположностью является философский термин "ноумен" – понятие без предмета, то, что относится только к сфере мысли. Умозрительные образы «феноменов» из спектакля, кажется, приближаются к ноуменам, рожденным режиссерским сознанием, но с трудом обретающим плоть и кровь смешных и близких, знакомых зрителям жизненных персонажей.

Автор: Валерий СМИРНОВ
87

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию