11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика16.03.2010

Впереди Кремля

История одного бренда

Точка отсчета
Не ошибусь, если скажу, что в Твери кафе и сеть кулинарий «Сказка» знают практически все. Но многие ли знают, как далась такая известность? Давайте откроем двери «на кухню» компании, чтобы посмотреть, как создается бренд «Сказки», кто и как его создает.

История одного бренда

Точка отсчета
Не ошибусь, если скажу, что в Твери кафе и сеть кулинарий «Сказка» знают практически все. Но многие ли знают, как далась такая известность? Давайте откроем двери «на кухню» компании, чтобы посмотреть, как создается бренд «Сказки», кто и как его создает.
А начнем с 1990-х годов. Тогда в Твери открылось совместное советско-германское предприятие «Твертекс ДЦ», где нашли работу многие сотрудники ВНИИСВ, к тому времени развалившегося. Несколько лет дела шли хорошо, пока лихие реформы не перекрыли финансирование с немецкой стороны. Кандидатам наук пришлось искать новое пристанище, в их числе и Андрею Малых, нынешнему генеральному директору группы тверских компаний «Сказка», к тому времени окончившему химфак Московского университета, защитившему диссертацию и поработавшему в Германии.
– Однажды, уже числясь в безработных, проезжаем мы с отцом мимо «Заволжского», – рассказывал Андрей, – и неожиданно приходит мысль: почему бы не попробовать, как в Германии, не пичкать людей мороженым мясом, а продавать европейского класса полуфабрикаты? Создали фирму. Я стал директором, и первые месяцы у нас было семь сотрудников, из них пять – кандидаты наук. Сняли в аренду небольшое помещение. Покупали в «Заволжском» хрюшек, учились по книжкам (все же ученые!) их разделывать. Приобрели новейшую по тем временам технологию пластиковых тарелочек (теперь они везде, а тогда в Тверь мы привезли их впервые) и упаковывали в них результаты нашего труда.
Поскольку наш прежний химический бизнес был связан с московскими банками, то вышли на совместный проект с Альфа-банком. Он открывал тогда сеть магазинов «Перекресток», а мы поставляли туда полуфабрикаты – первые рагу, эскалопы, шницели в «Перекрестке» были из Твери. Потом сеть стала разрастаться и самостоятельно закупать мясные туши, а наш оптовый бизнес сошел на нет. Поняли, что надо сворачиваться или открывать собственную торговую точку.
Нам удалось в центре Твери приобрести кафе «Сказка», которое прежние владельцы пытались переделать в пивной бар. В 1996 году открыли там «Кулинарию», и то, что возили в «Перекресток» в белоснежных пластиковых емкостях, попало к жителям города. Все было свежее, не мороженое, настоящее. Спрос на полуфабрикаты был такой, что порой и дирекции приходилось вставать на заре и крутить фарш. Отсюда и началась история бренда «Сказка».

Кто не рискует…
Скорее всего у каждого сложился свой типаж предпринимателя, коммерсанта. И, наверное, Андрей Малых со своими учеными степенями, знанием двух иностранных языков не слишком вписывается в привычный ряд, тем более со своим хобби рисковать и экспериментировать.
– Мы ежегодно затеваем два-три новых проекта: риск – это моя жизнь. Статистика: на пять удач три неудачи – это нормально. Нельзя все время попадать «в десятку», единицы в мире угадывают свою золотую середину, а так у всех есть провалы, – подытоживает он, подводя к тому, что и «Сказку» качало по волнам. Кулинарии открывались-закрывались. Продукция была недешевой и не в каждом районе города приживалась. Зато провели модернизацию кафе, практически перестроив заново. В таком виде бизнес существовал до 2007 года, пока не стал… неэффективным. Цены на сырье росли, в то же время появилась масса импортного мяса, далеко не качественного, но дешевого. Какая тут конкуренция…
В этот момент на выставке по пищевым технологиям в Москве познакомились с командой Федерации рестораторов и отельеров России и решились на очень серьезный и дорогой проект, который вылился в их главное на сегодняшний день детище – фабрику-кухню в Твери.
– Самое сложное было найти деньги, если суммарно, то более полумиллиона долларов, – рассказывал генеральный директор. – Семь месяцев я занимался поисками банка, процентами, переговорами, заключением договоров. Вместе с Андреем Сойда – он один из самых известных шеф-поваров Твери, наш главный технолог и созидатель – и  при поддержке москвичей проект все-таки сделали. Провели капитальный ремонт здания. Закупили оборудование. Только собрались открываться, как грянул кризис: шла осень 2008 года. Рубль рухнул, заказы стали просаживаться. Монстра отгрохали, а куда продукцию сбывать? В новый 2009 год вошли с новым производством, огромным долгом и без намека на реализацию грандиозных планов по развитию сети.

Меню открытого доступа
Опять стали думу думать, искать новую нишу. Попали в свою «десятку»: новые заводы и промзоны Твери нуждались в организации корпоративного питания персонала, набор из кислых щей и пережаренных котлет их не устраивал. Новые собственники отдавали свои столовые в управление третьей стороне, которой, выиграв ряд тендеров, стала «Сказка».
Сейчас фабрика-кухня кормит ежедневно более тысячи человек на четырех заводах. Да, это хлопотно, не так прибыльно, как в кафе или ресторанах, – наценки не вздернешь, но позволяет стабильно существовать в кризис. Обед из трех блюд, включая специи и салфетки, – от 80 рублей, а шведский стол по принципу «все включено» – 100 рублей. Высший пилотаж! Мы бы с вами тоже могли войти в число этих счастливчиков, потому что производственным мощностям фабрики-кухни под силу обеспечить полуфабрикатами и обедами без малого пол-Твери. Тем не менее в прошлом году реализация в сфере обслуживания упала как минимум на 30% вместо планируемого прироста. Сейчас задача загрузить полностью хотя бы одну смену, и она подкрепляется конкретными проектами, один из них – сотрудничество с сетью «Тверского продукта». Потом можно будет вести речь и об открытии второй смены – рынок переживет кризис и запросит натуральной продукции. Компания к этому готова.
– Технология у нас продумана и просчитана менеджерами от закупки сырья до отгрузки готовой продукции, – говорит коммерческий директор компании Ольга Лебедева. – Качественный процесс настроен в любом звене цепочки. Повар, приходя на работу, вместе с выстиранной отглаженной одеждой получает четкий график, что и в какое время он должен приготовить.
– Кроме производства, оснащенного новейшим оборудованием, холодильниками, плитами с умными компьютерными системами, таймерами, щупами, есть еще один важный фактор – человеческий, – добавляет генеральный директор. – Это очень тонкая материя, но она основная: мы точно знаем, что у нас работают лучшие повара, технологи, менеджеры.

Презентация
Несмотря на кризис, церемония открытия фабрики-кухни состоялась, и с успехом. Риск был вознагражден. Приехал посмотреть на тверское чудо и президент Федерации рестораторов и отельеров России господин Бухаров, поскольку аналогичное предприятие он хотел создавать для обслуживания Кремля, делая упор на кулинарию. Его повара сопровождают и кормят Администрацию Президента страны, но такого, как у нас, инновационного кулинарного производства у него нет. «Вам можно поаплодировать», – признался господин Бухаров.
– Аплодисменты в полупустом зале: на прибыль пока не вышли, – скромно заметили хозяева.
– А те, кто не рискнул вложить деньги в производство, сейчас стоят без работы, и когда наступит оттепель – неизвестно.

Инновационный продукт
– Было положено много усилий, но, честно скажу, проект удался. Получился компактный, экономичный, – констатирует Андрей Малых. – На самом деле он должен был стоить раза в два дороже, но в нем столько наших ноу-хау!
С этого места прошу рассказывать подробнее, потому что об инновациях больше слышишь на стороне, чем ощущаешь, что живешь рядом с ними. Оказывается, не зря «Сказку» «складывали» ученые, накопив практический опыт создания с нуля не меньше десятка объектов общественного питания. В системы водоподготовки, очистки, вентиляции, кондиционирования, «начинки» оборудования, холодильников (всего не перечислишь!) – во все вложена их интеллектуальная собственность.
– Ведь вентиляцию, например, в большинстве компаний делают ради галочки, для сертификации, не заботясь, как она отразится на качестве производственного процесса. А мы установку продумали сами, и наш проект работает успешно, и при том стоит в три раза дешевле предложений специализированных фирм, – говорит коммерческий директор Ольга Лебедева. – Благодаря инновациям мы существенно снизили стоимость продукции в целом по структуре, добились ее стабильного качества. Сами системы контроля за качеством, за санитарией, гигиеной – тоже ноу-хау. Андрей, как химик по базовому образованию, все довел до ума. Воду очищаем не только для приготовления пищи, но и мытья посуды: она проходит многоступенчатую систему очистки ультрафиолетом и специальными реагентами. Все лучшее, что знали, что предложил ученый мир, что проверено опытом рестораторов России, – все собрано в наш проект и реализовано. А если ссылаться на мировые стандарты, то следует сказать, что группа наших компаний, начав работать на рынке общественного питания, застраховала свою гражданскую ответственность перед потребителями на миллион рублей. Мы заинтересованы держать европейский уровень качества продукции.

Субсидии
Но все это – затраты. И потому в декабре прошлого года компания представляла свой проект по созданию современного высокотехнологичного производства в сфере общественного питания с использованием новейших инновационных разработок на заседании отборочной комиссии по субсидиям в областном департаменте экономики, претендуя на возмещение части затрат по банковским процентам. Свой проект перед взыскательной, местами даже въедливой комиссией она защитила.
Я не могла не спросить Андрея Малых, как строятся отношения с властью. Всегда ли они благополучны, как в случае с субсидиями?
– Для себя я вижу как минимум три направления, на которых помощь ощутима. Первое и колоссальное для нас по значимости – это выплата процентов по нашему кредиту. Сколько лет я в бизнесе и ни разу до этого ни копейки не получал. Впервые в моей практике пришла реальная финансовая поддержка.
Грамотная губернская политика с точки зрения развития инвестиционной привлекательности региона (второе место по России после Татарстана дорогого стоит) тоже для нас хороший шанс развиваться. Приход западных компаний, строящиеся заводы – это не только налоги, рабочие места, но и толчок к цивилизованному обустройству инфраструктуры: транспорта, системы общественного питания, клининга.
Более того, государственная политика по отмене обязательной сертификации дает нам возможность гибко видоизменять свой бизнес, продвигать его на новые рынки. Мы получили доступ в торговые сети, а значит, можем конкурировать с московской, европейской, тем более китайской и любой другой продукцией…
Ставлю многоточие, ибо всегда есть повод продолжить разговор о малом бизнесе, его месте в нашей жизни и экономике региона. Может, и вы собираетесь открыть свое дело? Пробуйте! Риск и успех идут рядом.
Автор: Маргарита СИВАКОВА, Фото: из архива "ТЖ"
7

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию