24 Октября 2017
$57.47
67.56
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 16.03.2010

С Востока на Запад – и наоборот

Художественное «хожение» за горы и моря

Вот все ругают слово «проект»: и новомодное оно, и какое-то неизящное… А между тем это ныне очень популярное понятие как нельзя лучше определяет некоторые явления художественной жизни, к которым другого обозначения вроде как и не подберешь. Из таких – выставка «Восточная палитра тверских художников», организованная областной Общественной палатой, консультативным советом по национально-культурным автономиям при администрации Тверской области и местным отделением Союза художников России и открывшаяся недавно в малом зале городского музейно-выставочного центра.

Художественное «хожение» за горы и моря

Вот все ругают слово «проект»: и новомодное оно, и какое-то неизящное… А между тем это ныне очень популярное понятие как нельзя лучше определяет некоторые явления художественной жизни, к которым другого обозначения вроде как и не подберешь. Из таких – выставка «Восточная палитра тверских художников», организованная областной Общественной палатой, консультативным советом по национально-культурным автономиям при администрации Тверской области и местным отделением Союза художников России и открывшаяся недавно в малом зале городского музейно-выставочного центра.
Открывая выставку, председатель консультативного совета, заместитель губернатора Ольга Пищулина отметила, что это особый проект, одинаково значимый и в художественном, и в общественно-политическом смысле. С ней согласился председатель Общественной палаты Владимир Суслов, заметивший, что палата выступила в несколько необычном качестве, но тем не менее эта выставка представляет собой «удачный вариант развития толерантности».
В нынешней выставке сделан акцент на исследовании регионов, в свое время составлявших СССР. Это ограничение, кстати, и позволяет надеяться на продолжение проекта, поскольку существует еще и арабская культура, и Дальний Восток, и таинственная Индия, всегда интересовавшие в том числе и тверских художников. Здесь же акцент сделан на среднеазиатских и кавказских мотивах, по поводу которых председатель Тверского отделения Союза художников России Евгений Антонов сказал: «Душой мы вернулись к истокам», имея в виду сложившееся в советском художественном  пространстве переплетение культур и традиций. Не от хорошей жизни русские художники в 1920–30-х годах переезжали в Среднюю Азию, однако это стало поводом к началу формирования там особой художественной среды. Процесс продолжился в 1940-х, когда в начале Великой Отечественной войны в Самарканд был эвакуирован Московский художественный институт. Сочетание специфических этнических традиций, европейских концепций изобразительного искусства и высочайшего уровня преподавания и сформировали нечто особенное, своего рода логическое развитие любимой на рубеже XIX – XX веков идеи «Ex orienti lux».
В эту концепцию укладывается «русская» часть экспозиции – и сто лет назад, и сейчас художники отправляются на Восток за вдохновением, ищут новые идеи и точки отсчета. Причем здесь «Восток» – понятие скорее умозрительное и символическое: для кого-то таковым становится мистический Тибет, для кого-то Кавказ. Борис Федоров нашел свой восток в Дагестане. «Равнинный болотный житель» честно признался: горы – это и страшно, и великолепно. Армянские пейзажи выставил Михаил Маршумов, совершенно особые тувинские впечатления до сих пор переживает Виктория Воеводина, а Анатолий Камардин в присущей только ему манере занялся изучением глубинных основ буддизма.
Если для русских художников «Восток» – понятие не столько географическое, сколько духовное, то для людей восточного происхождения использование в творчестве определенных тем, образов и технических приемов оказывается способом возвращения на родину. Причем к таковым можно отнести и людей генетически русских, но всей жизнью связанных с Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией. Из таких Юрий Саломахин, выставивший и весьма своеобразные, похожие на узбек-
ские ковры, городские пейзажи, и лаконичную черно-белую графику. Посредством изобразительного творчества «возвращаются на родину» армянин Армен Бабаев, грузин Шахи Шуквани, таджик Махтобшо Майбалиев, узбек Руслан Камалетдинов. Последнего можно счесть безусловным «открытием года». Сейчас он служит в тверском ТЮЗе, а на выставке представлен сериями станковой графики и эскизами к мультфильмам. Его пейзажи как будто вырастают из традиционного восточного орнамента, а выполненные акрилом портреты на первый взгляд больше похожи на самаркандские изразцы.
Впрочем, произведениями живописи и графики устроители выставки не ограничились. Лейтмотивом проекта стал уже практиковавшийся отечественными поп-звездами симбиоз армянской песни «Дле яман» и русской «Ой ты степь широкая…» – здесь заслуженные овации снискал юный армянин Самвел. На фоне экспозиции фланировали барышни в ярких национальных костюмах, а театр моды «Эксклюзив» показал выполненную в черно-золотых тонах коллекцию «Тысяча и одна ночь», созданную студентами профессионального лицея №15 под присмотром известного тверского модельера Марины Готлиб. В выставочных залах витали совершенно умопомрачительные ароматы – давно и весьма точно подмечено, что самой прочной основой межнационального взаимопонимания всегда была кухня.
Автор: Наталья ЗИМИНА
33

Возврат к списку

«Тверской переплет» оказался на перекрестке двух миров
Сегодня в столице Верхневолжья завершилась III Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
22.10.201720:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость