27 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 15.03.2010

Для домов или для людей?

Почему старики не рады ремонту

Гранты, полученные на капитальный ремонт тверских домов, успешно осваиваются. Многие тверитяне уже входят в чистые сухие подъезды, открыв новенькую дверь с домофоном, и радуются. Но есть и недовольные. И на поверку выясняется – будь они в свое время как следует проинформированы, что понимать под капремонтом, разочарование бы их не постигло.

Почему старики не рады ремонту

Гранты, полученные на капитальный ремонт тверских домов, успешно осваиваются. Многие тверитяне уже входят в чистые сухие подъезды, открыв новенькую дверь с домофоном, и радуются. Но есть и недовольные. И на поверку выясняется – будь они в свое время как следует проинформированы, что понимать под капремонтом, разочарование бы их не постигло.

Приватизированная квартира – забота собственника
Лидия Николаевна, жительница Заволжского района, пришла в редакцию с жалобой – в ее доме провели капитальный ремонт, но в ее квартире по-прежнему  перебои с горячей водой, холодные батареи и гудящие трубы.
Ее квартира – на пятом этаже старенького кооперативного дома. Шумовой фон показался вполне нормальным, но журналист был в той квартире около шести вечера. В это время к дому подъезжают машины, люди, вернувшиеся с работы, то и дело хлопают дверями. Но, как уверяет хозяйка, ночью, когда все стихает, шум  в трубах становится куда более заметным и мешает спать.  А вот вода из крана действительно текла тонкой струйкой, ржавая и едва теплая.
В чем причина? Поставили слабенький насос, который не дотягивает горячую воду до последнего этажа? Или трубы слишком маленького диаметра?
На место выехали специалисты Государственной жилищной инспекции по Тверской области и исследовали ситуацию. Их ответ таков: система отопления установлена согласно проекту, соответствует техническим нормативам. Прокуратура Заволжского района нарушений при проведении ремонта тоже не выявила.
Председатель ТСЖ подозревает, что корни проблем Лидии Николаевны – в ее собственной квартире. Батареи, краны и водопроводные трубы там очень старые, им добрых 40 лет. Неудивительно, что они заросли ржавчиной и едва-едва, со скрипом и завываниями, пропускают воду. А после ремонта, когда  поток стал более мощным, их и прорвать может в любой момент.
Смотрим смету  капитального ремонта. Она предусматривала ремонт крыши, замену бойлера, труб в подвале  и стояков в подъездах. Но не наведение порядка в квартирах, которые, кстати,  все приватизированы – дом-то кооперативный. «Я же не могу отремонтировать проблемную квартиру за свой счет, – разводит руками председатель ТСЖ. – Я пыталась помочь – когда меняла батареи в своей квартире, предлагала пенсионерке забрать мои старые радиаторы, они все-таки получше, чем те, что стоят у нее. Но пожилая женщина возмущенно отвергла «подачку». Она убеждена, что при проведении ремонта нарушили ее права: оставили ее квартиру «за бортом» и «сэкономили» ремонтные деньги».
Это не так. Как пояснили в отделе организации ремонта городского департамента ЖКХ, капитальный ремонт, проводящийся за счет средств государства, муниципалитета и жильцов на условиях софинансирования, подразумевает замену именно общего имущества дома. В муниципальном жилье еще возможно поменять, к примеру, разводку  в квартирах, если собрали  достаточно средств. Но  делать ремонт за счет государства  в приватизированных квартирах закон не позволяет – там трубы и батареи являются личным имуществом собственника, но уж никак не общедомовым.
Поэтому у Лидии Николаевны есть только один выход – вызвать водопроводчика, купить все необходимое  и решить проблему самостоятельно.

А как же крыша!
Ирина Васильевна живет неподалеку. В ее доме тоже недавно закончили капитальный ремонт. А до этого управляющая компания оповестила жителей о необходимости сдать на ремонт дополнительные средства.
Но в квитанциях на оплату коммунальных услуг есть графа «капремонт», и жильцы по этой статье честно платили. Так что сверх того решили денег не давать.
В итоге в доме обновлена система отопления и водоснабжения, заделаны швы между панелями. А вот крыша осталась в прежнем состоянии. В квартире Ирины Васильевны сырой потолок, грибок не выводится. Женщина пошла по инстанциям с жалобой на некачественно проведенный ремонт. И только в прокуратуре узнала, что оснований предъявлять претензии нет. Ведь выделенная сумма напрямую зависела от средств софинансирования, тех, что предоставили жильцы. Эти средства должны были составлять не менее 5% от выделенной суммы. Для ремонта дома от подвала до крыши требовалось, допустим,  около полутора миллионов. В данном случае 5% составили бы около 75 тысяч рублей…
А за счет платежей по графе «капитальный ремонт» столько не накопилось. Было два варианта – либо собрать недостающие деньги с жильцов, либо отказаться от некоторых работ и вместо полутора миллионов запросить, скажем,  миллион – тогда бы в требуемые 5% уложились. Поскольку сдавать дополнительные деньги большинство жильцов отказались, пришлось остановиться на втором варианте. Вот на крышу и не хватило.
Все законно. Так что работники прокуратуры могли только разъяснить Ирине Васильевне все эти финансовые нюансы. Женщина ушла расстроенной: «Знать бы это раньше, уж нашли бы деньги!»

А поговорить?
Этим людям остается только посочувствовать. И не только им. Как пояснил старший помощник прокурора Заволжского района Григория Сластина, ему нередко приходится рассматривать аналогичные заявления, в основном от пенсионеров.
 Можно, конечно, порассуждать о возмутительных условиях, в которых оказались наши старики, вынужденные пить ржавую воду из-за того, что не могут позволить себе купить гибкий водопроводный шланг, и из экономии мириться с грибком в квартире. Но дело-то не только в деньгах.
Когда  поднимался вопрос о проведении капитального ремонта, управляющие компании, ТСЖ, ТОСы и прочая наверняка проводили общие собрания жильцов. Так что мешало прямо там четко всем разъяснить разницу между общедомовой и частной собственностью? Рассказать, на что хватит денег, если средства жильцов будут представлены только накопленными платежами? И что еще можно позволить себе, если собрать дополнительные средства?
А кстати, было ли хоть одно действительно общее собрание? То есть такое, куда пришли бы жильцы каждой квартиры. Да,  мы нередко игнорируем объявления на дверях подъездов. Потому что уже привыкли – ничего хорошего там обычно не пишут, скорее всего, речь снова об отключении горячей воды, а это мы и без объявления заметим.
Там, где к информированию людей подошли со всей серьезностью, общим собранием не ограничивались. В доме, где живет автор, старший по подъезду прошел по квартирам и разъяснил соседям буквально все, что касается капремонта. Это не было его обязанностью, ведь общее собрание прошло, и большинством голосов решение было принято. Но человек подумал и о «меньшинстве», которое тоже имеет право на полную и достоверную информацию. О мамах, которым не с кем оставить малышей. О напряженно работающих квартиросъемщиках, у которых времени в обрез.  О стариках, которые не пришли на собрание по причине плохого самочувствия. Или пришли, но могли то, что обсуждалось на общем собрании, просто недослышать.
Маловероятно, что потратить на других свое личное время смог бы каждый управдом. Да порой в чужую квартиру и заходить-то страшно. Но ведь можно было найти варианты. Например, составить краткую и ясную информационную справку, разложить ее по почтовым ящикам…
Кто-то так и сделал. А другие предпочли формальный подход. И люди, из-за недостатка информации  ожидавшие всего и сразу,  разочаровались. Пошли по инстанциям выяснять, почему им «недодали» благоустройства, потратили свои нервы и время проверяющих. А ведь знай они с самого начала, на что рассчитывать, – эмоции по завершении ремонта были бы самыми положительными.
Так почему собственники квартир о том, что у них помимо прав есть еще и обязанность содержать свое жилье, порой узнают только в редакции?  А проводить разъяснительные беседы с жильцами на тему софинансирования  капремонта – с каких пор задача прокуратуры? Что ж, журналистам и  правоохранительным органам не привыкать отвечать на вопросы граждан. Они же, по определению,  работают с людьми.
Но разве организации, ведающие жильем, работают с домами, а не с теми, кто в них живет?
Автор: Маргарита ВАСИЛЬЕВА, Фото: Ольга МОИСЕЕВА
9

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию