19 Августа 2017
$59.36
69.72
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 15.09.2011

Федор ХИТРУК: Не хотел бы остаться лишь автором Винни-Пуха

Фотограф: Архив «ТЖ»

Сегодня мы начинаем публиковать цикл материалов, посвященных нашим землякам. И поскольку совсем недавно мы отметили День российского кино, то и начать решили с патриарха мультипликационного кино России Федора Хитрука.

Тверь – один из самых древних русских городов. Впервые в летописях он упоминается под 1135 годом. Его история связана со многими значимыми страницами. Это и борьба с Золотой Ордой, и противостояние полякам в Смутное время, и народное ополчение во время Отечественной войны 1812 года, и ожесточенное сопротивление захватчикам в годы Великой Отечественной войны. Славу Твери принесли и многие интереснейшие люди, которые здесь родились, начиная от святого благоверного князя Михаила Ярославича, кончая нашими современниками.

Сегодня мы начинаем публиковать цикл материалов, посвященных нашим землякам. И поскольку совсем недавно мы отметили День российского кино, то и начать решили с патриарха мультипликационного кино России Федора Хитрука.

«История одного преступления», «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм», «Винни Пух» – каждый из этих мультипликационных фильмов стал классикой, их знают и любят далеко за пределами нашей страны. Их создатель, патриарх нашего мультипликационного кино режиссер Федор Хитрук является лауреатом многих престижных премий, обладателем различных почетных наград, народным артистом СССР. И мало кому даже из знатоков тверской истории известно, что Федор Савельевич – наш земляк. И родился он в Твери в день весьма знаменательный – 1 мая 1917 года. Именно с воспоминаний о том тверском периоде его жизни мы и начали с ним разговор в его небольшой уютной квартире в Москве на площади Гагарина.

– Федор Савельевич, что осталось в памяти от города, где вам довелось родиться?
– К сожалению, немногое. Надо сказать, что отец мой родом из Витебска. Судьба занесла его в Ригу, где он познакомился с моей матерью, там они и поженились. Там родился мой старший брат. Отец принимал участие в революционных событиях 1905 года и после разгрома восстания вынужден был из Риги уехать. Года за два до Октябрьской революции семья наша приехала в Тверь. Вот там-то и я родился, и мой младший брат Владимир. Честно скажу, воспоминаний осталось о той поре немного. Знаю, что жили мы на Советской улице, которую тогда еще многие называли Миллионной. Недалеко от нашего дома стоял памятник страшному бородатому человеку. Мне рассказали, что это Карл Маркс. Отец работал в губисполкоме, занимался вопросами социального обеспечения. Помню, что какое-то время мы жили в Бежецке, где отец занимал пост комиссара по продовольствию. В 1924 году мы уехали в столицу, куда отца перевели работать. И потом в Тверь, точнее, уже в Калинин, я приезжал только один раз в 1938 году. Хотел найти дом, где родился и рос, да ничего у меня не получилось. И все же до сих пор к Твери у меня отношение совершенно особенное.

– Желание стать худож­ником-мульти­плика­тором, режиссером зародилось не в нашем городе?
– Нет, тогда о мультипликации и мыслей не было. Я в детстве кем только не мечтал быть: и дирижером, и музыкантом, и актером, и писателем, и художником. Вот эта последняя мечта начала осуществляться в 1931 году, когда моего отца отправили от «Станкоэкспорта» в длительную командировку в Германию. Именно там я и поступил в художественно-ремесленное училище. Вернувшись в Москву, продолжил этим заниматься. Учился на художника-графика, особенно любил рисовать зверей, много времени проводил в зоопарке. И вот, когда в конце 30-х годов возникает студия «Союзмультфильм», мне посоветовали попробовать устроиться на нее на работу. С первой попытки ничего не вышло, а вот третья оказалась успешной. Так и начался мой путь в мультипликацию, или, как я больше люблю говорить, в анимацию, мне этот термин кажется более правильным. А что касается музыки, то я очень люблю ее и по сей день. У меня сын музыкант, его жена, внуки.

– Насколько я знаю, начинали вы не как режиссер, а как художник-мультипликатор?
– Совершенно верно. И занимался я этим более двадцати лет. Мой первый персонаж был дворником в мультфильме «Дядя Степа». До сих пор помню, какое безмерное, пьянящее счастье я испытывал, создавая эту сцену. Я сидел над ней больше месяца, и, когда мои рисунки сняли камерой, когда персонаж ожил, заговорил и стал подметать двор, я испытывал чувство, какое не всегда вызывает у отца рождение первого ребенка. И всего таких мультипликационных ролей у меня набралось более двухсот. Некоторые из них – это всего секунд шесть-семь на экране. Мы ведь не играем роль целиком и полностью. Так, к примеру, в фильме «Петя и Красная Шапочка» я играю Волка, который притворяется Красной Шапочкой, Бабушку и Петю. Но были у меня роли и любимые, особенные, такие, как, например, Оле-Лукойе в «Снежной королеве». Это исключительно редкий случай, когда я один одушевлял его с начала до конца. Запомнился и Гном из фильма «Заколдованный мальчик». Что-то меня все на гномов тянуло. Очень много сыграл я и всяческих лис, волков, медведей…

– И вот настал 1961 год, который стал переломным в вашей творческой биографии.
– Да, в ноябре 1961 года состоялся мой дебют как режиссера-аниматора. На экраны вышел первый фильм «История одного преступления». Ноябрь для меня вообще месяц особенный. В ноябре 1937 года я пришел на студию «Союзмультфильм», в ноябре 1947 года, пройдя войну, отслужив больше шести лет в армии, вернулся к любимому своему делу, а вот в ноябре 1961 года представил зрителям свой первый фильм.

– Федор Савельевич, вы создали много прекрасных фильмов. «История одного преступления» удостоилась призов на международных кинофестивалях в США и Германии, не меньших лавров снискали такие фильмы, как «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм». И все же в первую очередь ваше имя всегда связывается с мультипликационным образом Винни-Пуха.
– Откровенно говоря, мне не хотелось бы, конечно, остаться в памяти зрителей только этим фильмом. Были у меня и другие, на мой взгляд, даже более удачные работы. Однако, конечно же, эти три фильма про Винни-Пуха мне очень дороги. С книгой Алана Милна я познакомился лет за семь до того, как у меня возникли мысли сделать по ней фильм. Эта книга – шедевр мировой литературы. Я ее ставлю в один ряд с «Алисой в стране чудес». В ней писатель сумел на редкость тонко передать все очарование и мудрость детства. Когда мы начали работать над фильмом, то нам пришлось внести некоторые коррективы. Мы убрали Кристофера Робина, который никак не вписывался в нашу концепцию. Долго искали, каким должен быть каждый образ, чтобы он отвечал характеру персонажа, внутреннему его содержанию.

– То, что Винни-Пух должен говорить голосом Евгения Леонова, было ясно сразу?
– Тут также все оказалось не столь просто. Леонова я в уме держал с самого начала. Он незадолго до этого озвучивал фильм «Кот-рыболов», и его оригинальный голос, его неповторимые интонации сразу запали мне в душу. Мы пригласили его на пробы. Леонов прочитал сценарий, встал у микрофона и буквально превратился в Винни-Пуха. Я даже художников позвал: смотрите, быстрее схватывайте, каким Винни-Пух должен быть. А вот голос его не подошел. У Леонова, если помните, такой густой баритон был, а Винни-Пух он совсем маленький, и никак этот голос с ним не совпадал. Стали искать другие варианты, однако без большого успеха. И тут на помощь пришел наш звукооператор. Он пустил пленку с голосом Леонова в полтора раза быстрее и стало ясно: вот оно – то, что нужно. Впоследствии сам Леонов считал эту роль одной из лучших в своей творческой биографии.

– Многие персонажи ваших мультфильмов стали знаковыми, хорошо узнаваемыми. А как вам работалось над ними, какие было создать сложнее всего, какие рождались быстро?
– Как это ни странно, самым сложным оказался образ льва Бонифация. Его нельзя было изобразить в фас. Сразу пропадало все обаяние. Однако он хорошо смотрелся в профиль, и мы старались именно такую магию образа сохранить. А вот Пятачок нашелся практически сразу. Я сказал: «У него тоненькая-тоненькая шейка, а сам он такой легкий, что не просто идет, а на сантиметр-два парит над землей». Винни-Пух у нас по первоначальному замыслу был лохматым, однако, чтобы не умножать эти волосики на тысячу рисунков, пришлось его, как говорится, «побрить».

– Федор Савельевич, а вот если бы сейчас вы решили сделать фильм, о чем бы он был?
– Ну, сейчас я уже вряд ли решусь на такое дело. Все-таки мне уже перевалило за девяносто. А создание фильма сопряжено с огромными усилиями, причем не только творческими. Пусть уж теперь дерзают мои ученики. Правда, лежит у меня несколько сценариев. Иногда я их достаю, читаю, представляю, как и что можно сделать. Один из них называется «Семеро на одной метле». Из него мог бы получиться полнометражный фильм часа на полтора. Его герои – два лоботряса, дети колдуньи, которые и сами немножко уже волшебники. И вот они однажды стащили автомобильный мотор, приладили его к метле колдуньи и полетели путешествовать, открывать новые земли. Другой сценарий называется «Продается земля», его мне подсказал покойный Аркадий Стругацкий. В этой истории Земля является частной собственностью, ее можно продать кому угодно, и вот какие-то инопланетяне начинают ее скупать. Согласитесь, в свете всех последних разговоров о продаже земли в нашей стране тема весьма актуальная.

– В последнее время экраны телевизоров заполонили низкопробные зарубежные мультсериалы. Отечественных фильмов создается все меньше. Есть ли у российской анимации будущее?
– Вы знаете, я уверен, что мы себя еще покажем. Да, сегодня дешевле сдублировать «мыло», чем сделать что-нибудь свое. Но зритель от этих низкопробных поделок уже устал. Я надеюсь на лучшее, тем более, как мне кажется, самое трудное время наша страна уже пережила.

Автор: Андрей УЛЬЯНОВ
254

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость