21 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Образование 09.09.2011

Урок для Ивана и Тамерлана

Фотограф: Александр Соловьёв

Горютинская средняя школа стала вторым домом для многих детей, приехавших издалека.

Учителя этой школы не любят слово «толерантность», что на латыни означает «терпимость». Оно для них слишком холодное. В самом деле, разве можно чему-то научить ребенка, у которого большие проблемы с русским языком, испытывая к нему лишь терпимость? Нет, тут нужны симпатия к новичку, понимание его состояния и, самое главное, изначальная доброжелательность. Дети это так чувствуют!

В новом учебном году сельская школа, которой не так давно исполнилось сто двадцать лет, набрала два первых класса. Бегло просматриваю списки: в основном русские имена и фамилии. Но есть несколько ребят из среднеазиатских республик. Русский у них, как правило, «никакой». А это значит, что учителям помимо уроков предстоит с ними заниматься индивидуально. Родителям таких первоклашек учителя не перестают повторять: «Разговаривайте дома с детьми на русском языке!» Одни взрослые понимают это правильно, другие – даже в такой ситуации отстаивают свою самобытность, забывая об интересах чада.

Но вот неожиданный поворот темы. Заместитель директора по воспитательной работе Марина Николаевна Труфанова рассказала об одной русской девочке, которая приехала из Казахстана и воспринимала родной язык как иностранный. Ничего удивительного, ведь в казахской школе русский сегодня так и преподают. Учителям с ней пришлось изрядно поработать, чтобы она смогла успешно окончить девять классов и теперь учиться на парикмахера, то есть получать профессию, о которой мечтала. Так состоялся ее жизненный старт, и помогла осуществить его школа.

Еще один случай. Как-то в середине года сюда обратилась узбекская семья с просьбой взять на учебу их сына. Мальчик не смог освоиться в одной из тверских школ. Им посоветовали Горютинскую. Сказано было так: «Там поймут вашего ребенка».

С этой многозначительной фразой я и зашла в кабинет директора Владимира Юрьевича Васильева. Действительно, что она означает? Педагоги обязаны понимать детей, которых они учат, в частности, их национально-психологические особенности. Наверное, так не бывает, чтобы одна школа в этом плане была успешной, а другая – не знала бы, как к таким детям подступиться.

– Давайте не будем делать широкие обобщения на уровне школы, – сказал по этому поводу директор, – скорее всего по каким-то причинам учитель не смог найти подход к ребенку, что особенно важно в самом начале общения. И родители не отследили внимательно ситуацию, не были в контакте с учителем. Это ведь очень тонкие педагогические моменты, связанные с адаптацией детей в необычной для них обстановке. Сейчас много говорят о культуре межнациональных отношений, о ключевой проблеме современной школы – «я и другой», о межнациональном согласии в школьной среде. Но эти фразы наполняются содержанием только тогда, когда за ними стоит душевный труд учителя, часто невидимый миру. Хорошая школа этот труд поощряет и создает для него необходимую атмосферу. Думаю, что у нас так и происходит.

Поскольку я приехала в школу незадолго до первого сентября, многие кабинеты еще были пусты, но в одном из них увидела учительницу математики Любовь Евгеньевну Чекулаеву. Пять лет она учит своих ребят не просто математике, а жизни, идя с ними рядом, волнуясь за все, что с ними происходит. А как по-другому должно осуществляться классное руководство?

История класса, в котором сейчас 18 человек, запечатлена в альбомах с фотографиями: где были, что праздновали, кому помогли и как взрослели. Девиз – «Мы все такие разные, но этим и прекрасные!»

Мне показалась особенно занимательной одна страница, где ребята на лепестках цветка написали свои тайные желания. Поскольку это было еще в пятом классе, тайна уже улетучилась, и мы читаем: хочу стать артистом, купить автомобиль, прыгнуть с парашютом, чтобы подарили компьютер. По почерку Любовь Евгеньевна находит желание Данияра Ташиева: «Хочу учиться на «питерки». В ту пору мальчику было непросто осваиваться в русской школе. Его семья приехала из Кыргызстана. Но за эти несколько лет свое желание Данияр почти исполнил: экзамены за девятый класс сдал без единой тройки.

О своем воспитаннике классный руководитель рассказывает с гордостью: «Очень светлый, надежный человек. Не скажу, что он в классе безусловный лидер, у нас на лидерство претендуют несколько ребят, но его уважают за справедливость, порядочность, готовность прийти на помощь. А с каким почтением он относится к старшим! Это качество наш Даня, по-видимому, впитал с молоком матери».

А вот что она сказала о другой своей ученице – Нозиле Хайдаровой, узбечке по национальности: «Это моя первая помощница во всех делах, очень старательная. Прекрасно танцует, поет. У нее отзывчивое сердце».

Заметила, что в этом классе нет теперь чеченских фамилий. Оказывается, несколько многодетных чеченских семей уехали из поселка Сахарово и его окрестностей к себе на родину. Там наладилась жизнь, и родственники настоятельно попросили их вернуться. Возможно, взрослые и покидали тверскую землю без особого сожаления, но о детях этого точно сказать нельзя. Им было жалко расставаться со школой. Такой вот трогательный штрих: одна девочка призналась учителю, что в душе успела почувствовать себя русской, поэтому не знает, что ждет ее дома.

К счастью, в Горютинской школе не было ни одного бурного конфликта на национальной почве. Однажды, правда, русский мальчишка повздорил с чеченским своим ровесником. Тот позвал на подмогу братьев. Выяснить отношения решили на пустыре. Когда учителя об этом узнали, то тут же помчались туда. Оказалось, конфликт не стоил выеденного яйца, и дети уже помирились. Взрослым даже стало немного стыдно.

– А вообще для школьного процесса национальность не имеет значения, – замечает Любовь Евгеньевна, – но вот любой праздник национальный колорит только украшает. Причем это можно черпать из первых рук. Поэтому мы угощались узбекскими лепешками, пробовали кумыс, знаем, как выглядит кокон шелкопряда, как носят одежду в Закавказье и Средней Азии, какие там танцы. И когда ребята в мусульманский праздник приносят друзьям конфеты – это ведь тоже хорошо, я уж не говорю о наших пасхальных куличах. Мы любим праздники и даже умеем их придумывать, потому что совместное творчество всех сближает.

«Будь Человеком!» – вот что говорит обычная сельская школа русскому, чеченцу, узбеку, дагестанцу, таджику. Это так же важно, как преподать детям математику и литературу. Растить личность одними словесными внушениями невозможно, поэтому те же десятиклассники запомнят праздничное шествие в канун Дня Победы, которое называлось «Свеча памяти», уход за братской могилой в деревне Лукино, шефство над вдовой ветерана Великой Отечественной войны Анной Ивановной Лихачевой. Для нее эти ребята стали уже как родные. А знамя Памяти, на котором ученики вышили фамилии погибших защитников Отечества? Кто крестиком, кто гладью, но так или иначе это узелок, завязанный в собственной душе!

Недавно Данияр удивил свою учительницу, заявив, что после школы собирается служить в десантных войсках.

– Внутренне он немного стеснительный, – говорит Любовь Евгеньевна, – но спортивная подготовка хорошая. Я уже сейчас начинаю переживать за их будущее, как у них все сложится. Но сложится ведь в России…

Автор: Татьяна МАРКОВА
115

Возврат к списку

«Тверской переплет» вышел на международную орбиту
Сегодня, 20 октября, в Твери открылась Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
20.10.201720:57
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость