16 Января 2017
$59.37
63.12
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись05.09.2011

Таран на бреющем полете

Единственный за всю войну.

Великий советский ас, дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин писал в своих воспоминаниях о фронтовых днях: «На фронте летчики обычно знакомятся не по личным делам, а в небе. Но мне захотелось посмотреть личное дело младшего лейтенанта Игоря Ефремовича Кустова: уж очень много о нем ходило разных легенд, а я не видел его даже на фотографии. Кустов был единственным летчиком, который совершил успешный таран на бреющем полете, буквально у самой земли и буквально над самой линией фронта.

В личном деле Кустова в первую очередь привлекла внимание его школьная успеваемость: одни отличные отметки. В 13 лет он получил диплом за активное участие во Всесоюзном слете юных моделистов. В Брянске, учась в 9-м классе, с отличием окончил аэроклуб, а в 1940 году — Чугуевскую военную школу летчиков. Работал летчиком-инструктором.

А вот и последняя августовская 1942 года аттестация. В ней описан и тот бой, после которого все считали, что ему больше уже не видеть неба... Воздушное сражение было исключительно жестоким. И все же летчики на стареньких «ишачках» разбили врагов и принудили их сбросить бомбы на свои же войска. Кустов в этом бою уничтожил два самолета. Может быть, после этого боя и появилась легенда, что Игорь приучил самолет летать без своего вмешательства. Очевидцы так рассказывали про его последнюю посадку.

Тогда «ишачки» возвращались одиночно. И вдруг на КП наблюдатель через рупор закричал на весь аэродром: «Внимание! Самолет садится без головы летчика!» И действительно, летчика в кабине не было видно, но самолет сел нормально, только не срулил с посадочной полосы. Когда к машине подбежали люди, то на какой-то момент застыли от удивления. На «ишачке» не осталось живого места: весь иссечен пулями и снарядами, а кровь залила кабину и безжизненного летчика. Во время боя 20-мм авиационный снаряд разорвался в кабине, вырвал летчику ключицу, часть легкого, ранил в голову и руку... В бессознательном состоянии Кустов был отправлен в госпиталь. После долгого лечения он возвращается в полк, в свою родную 3-ю эскадрилью.

Утром, как только я вылез из кабины «Яка», передо мной оказался высоченный и прямой, как стрела, парень с Золотой Звездой Героя и орденом Ленина на груди. На его суровом продолговатом бледном лице появилась застенчивая улыбка, которая проявила множество морщин, свидетельствующих, что этому человеку уже немало пришлось потрудиться и пережить.

Игорь не принадлежал к той категории людей, которые любят рассказывать о своих физических муках. На наши вопросы о госпитале, о том, как ему там делали операции, каким чудом у него восстановилась прежняя ловкость и сила, он отвечал только отрывистыми словами: врачи, операция, гимнастика, терпение... И все же мы заставили его раздеться по пояс, чтобы своими глазами убедиться, как выглядит теперь у него плечо, разбитое полтора года тому назад снарядом.

Есть много великолепных скульптур, символизирующих красоту и физическую силу человека. Но, глядя на Кустова, я убедился, что сам человек бывает куда лучше самых удачных творений из мрамора. И это не дар природы, а физкультура и спорт сделали его таким сильным и красивым. Я даже забыл, зачем Игорь снял гимнастерку, настолько поразила меня гармония его фигуры. Но вот и левое плечо. На нем много мелких шрамов. На месте ключицы мышца, и так искусно расположена, словно всегда была здесь, а шрамы как бы лучистая тень от нее. Игорь, как заправский акробат, сделал сальто и, точно вкопанный, остановился на руках. Секунды 2—3 постоял в таком положении, потом рывком встал на ноги и так стремительно прошелся колесом вокруг нас, что только пятки засверкали».

Игорь Ефремович Кустов родился 7 июня 1921 года в городе Кувшинове Тверской области. В 1931 году семья переехала в Брянскую область, где Игорь окончил 9 классов школы, а затем Брянский аэроклуб. В 1941 году он окончил Чугуевскую военную авиа-ционную школу пилотов, был оставлен там инструктором, но в декабре 1941 года добился отправки на фронт. Он писал домой: «Дорогие мои! Вот я и в действующей армии. Вместе с другом Сашей Новиковым добился отправки на Калининский фронт. Значит, буду защищать родные места. Весь жар своего сердца, всю волю разума отдам делу быстрейшего разгрома врага».

10 января 1942 года 4-я Ударная армия генерала А.И. Еременко начала Торопецко-Холмскую операцию, одну из самых успешных на начальном этапе войны. 17 января с заснеженного аэродрома в Верхневолжье поднялись три истребителя и взяли курс на станцию Пено. Ведущим группы шел старший сержант Игорь Кустов. 18 немецких бомбардировщиков приближались к железной дороге — нашей важнейшей коммуникации. Звено наших истребителей врезалось в строй вражеских машин, открыв огонь. «Юнкерсы» шли без прикрытия и, завидев опасность, нарушили строй, стали расходиться, не сбросив бомб. Израсходовав боеприпасы, Кустов решился на таран и направил истребитель в лоб противнику, но тот не выдержал и ушел в сторону.

В феврале Кустов и еще два летчика сожгли на аэродроме Холм два немецких транспортных самолета, затем в групповых воздушных боях уничтожили еще семь вражеских машин. В эти же дни были и личные победы: 18 февраля Кустов сбил «юнкерс», на другой день одержал победу над «хеншелем», 23-го уничтожил еще один «юнкерс», а через три дня — еще один.

8 и 9 марта в воздушных боях он сбил три самолета врага. Последний из этих боев едва не закончился трагически. Когда старший сержант Кустов сбил бомбардировщика, из-за облаков на него неожиданно ринулся «мессер». Игорь получил тяжелое ранение, но вывел машину из боя и посадил ее на своем аэродроме. Тогда же, в марте, рядом с линией фронта в районе родного города Кувшинова он на бреющем полете таранил на истребителе «И-16» бомбардировщик противника и посадил свой поврежденный самолет в поле.

Статистика получалась какая-то совсем невероятная, учитывая начальный период войны и весьма невысокие технические данные наших боевых машин: впервые поднявшись в воздух 17 января, старший сержант И.Е. Кустов в 71 боевом вылете на «И-16» за неполные два месяца лично сбил 5 вражеских самолетов, а еще 12 уничтожил в составе группы. 20-летний летчик был представлен к званию Героя Советского Союза.

18 августа 1942 года в составе шестерки истребителей И.Е. Кустов самоотверженно провел бой в районе города Ржева, где за день до этого сбил «юнкерс». На этот раз его противником был бомбардировщик «хейнкель», которого он также уничтожил. Несмотря на тяжелое ранение, наш летчик из боя не вышел. О том, что было дальше, смотрите цитированные в начале воспоминания А.В. Ворожейкина. В бессознательном состоянии Кустов был отправлен в госпиталь.

30 января 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками, командиру звена 728-го истребительного полка 3-й Ударной армии Калининского фронта старшему сержанту Игорю Ефремовичу Кустову было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 1039).

Больше года И.Е. Кустов лежал в госпиталях, перенося одну операцию за другой, но в октябре 1943 года все же вернулся в строй и принял участие в боях за Киев. В воздушных сражениях над Днепром он уничтожил на своем «Як-7Б» 6 самолетов противника. Два из них стали его добычей в одном вылете 6 ноября 1943 года. В этот день, предшествующий годовщине революции, носы самолетов эскадрильи до самого крыла были выкрашены по его предложению в красный цвет.

В декабре полк после изматывающих боев получил приказ о выводе на переформирование. Десять летчиков отправляли в тыл за новыми самолетами «Як-9Д». У Игоря на Новый год была назначена свадьба, однако он согласился на эту командировку, заявив, что личные дела не должны влиять на службу. 22 декабря Игорь вылетел в сложных погодных условиях, надеясь проскочить до еще большего ухудшения видимости. На маршруте облачность стала понижаться, слившись с полосой тумана. Наша пара потеряла землю из виду и стала снижаться, чтобы увидеть ее. Но туман не позволил этого сделать, и оба самолета врезались в землю недалеко от Киева.

К тому времени командир эскадрильи старший лейтенант Кустов совершил около 200 боевых вылетов, сбил 20 самолетов противника лично и 12 – в группе с товарищами.

Его невеста Люся после смерти Игоря ушла добровольцем в армию. Была связисткой и погибла 1 мая 1945 года в Берлине при штурме здания Имперской канцелярии.

На здании школы города Кувшинова установлена мемориальная доска в память о славном летчике-земляке, в Брянске стоит памятник Герою. Имя Игоря Кустова носит школа №27 Фокинского района Брянской области, где он учился.

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
63

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Лед выдержит осторожных. Безопасность жителей Тверской области во время Крещения будет обеспечена в полном объеме
Вчера сотрудники МЧС, полиции, «Скорой помощи» собрались возле речного вокзала в Твери. Здесь стартовали тактические учения, которыми руководил заместитель начальника ГУ МЧС России по Тверской области Александр Пухов. Меньше недели осталось до праздника Крещения Господня и традиционных купаний в проруби, и еще раз убедиться в готовности всех служб не помешает.
13.01.201721:29
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию