27 Июня 2017
$59
66.08
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.09.2011

Стратегия познания

Продолжая начатый статьями о стратегиях развития Твери и области разговор («ТЖ» за 6, 16 и 17 августа), нельзя не коснуться главного, ключевого момента всех далеко идущих замыслов.

Продолжая начатый статьями о стратегиях развития Твери и области разговор («ТЖ» за 6, 16 и 17 августа), нельзя не коснуться главного, ключевого момента всех далеко идущих замыслов.

Этот момент – человек. Ему надлежит осуществлять всякое развитие, он же является и целью его. Аксиома настолько очевидная, что и повторять ее неприлично. Но приходится, поскольку в процессе стратегического многоговорения она зачастую отодвигается на задний план.

Когда ж и напомнить о ней, как не в преддверии нового учебного года, в течение которого и происходит во всех смыслах образование творцов и двигателей прогресса? Да и задуматься: то ли и тех ли мы образуем и образовываем? Однако почему-то во всех стратегических прогнозах и планах, да и в признанном всеми необходимым курсе на модернизацию образованию уделяется до смешного мало места. И наши региональные планы отнюдь не исключение.

Конечно, говоря о тверских ресурсах, мы обязательно вспомним, что в областном центре расположено пять крупных вузов да по области в целом раскинута сеть ссузов, вузовских филиалов и учебных пунктов, не говоря уж о 600 школ и многих тысячах учителей и преподавателей. В общем, количественно наш образовательный ресурс вроде бы достаточен. Но можно ли сказать то же о его качестве? Всякий, кто, подобно мне, имеет за плечами не один десяток лет стажа преподавания в школе и вузе, вряд ли затруднится с ответом. Слишком очевидно падение качества и среднего, и высшего образования по сравнению не только с советскими 80-ми годами, но и с «дикими» 90-ми. Оно особенно заметно на стыке школы и вуза: уровень требований к абитуриентам неуклонно снижается, и на первых курсах все больше оказывается элементарно малограмотных студентов, которых вуз просто не успевает «дотягивать». Отчислять неспособных вузам невыгодно – от количества студентов напрямую зависят зарплата преподавателей и финансовое благополучие вуза в целом. Отсеиваются в основном те, кто бросает учиться сам. При этом неизбежно девальвируется уровень требований и к тем студентам, кто худо-бедно продолжает учиться. Настоящего спроса за качество выпускаемых специалистов нет.

Такое, конечно, происходит не только в нашей области. По разным данным, ныне в России от 20 до 50% выпускников получают фактически липовые аттестаты и дипломы, не соответствующие реальному уровню образованности их обладателей. Но и те, кто получает «настоящие» свидетельства, не всегда являются образованными в современном смысле этого слова людьми.
Совершенно очевидно, что модернизация страны и региона при таком положении дел не может осуществляться просто потому, что ее некому будет осуществлять.

Стоит напомнить, что осуществление всех модернизационных проектов в России начиналось с коренной перестройки системы образования. При этом лидеры страны, от Петра Первого и до Ленина – Сталина, исходили не из человеколюбия, а из элементарной логики, о которой ныне, похоже, забывают. И не старались экономить на образовании, сколь бы ни было трудным экономическое положение в стране. Нынешняя реформа отличается как раз заметной тенденцией к экономии – и это при том, что по доле бюджетных расходов на образование Россия и так стоит на одном уровне с беднейшими африканскими странами, пропустив далеко вперед не только богатую Европу, но и почти весь арабский мир, не говоря уж о Китае и Юго-Восточной Азии.

При таком положении дел может создаться впечатление некой безнадеги. Дескать, если центр так запаздывает с решением проблемы, то что могут регионы? А регионы могут многое. Стоит напомнить, что модернизационный рывок конца XIX века в значительной мере был обеспечен не сверху, а снизу – создаваемыми на местные средства земскими школами, которые и дали стране грамотную рабочую силу. Да и все по-настоящему здравые идеи, касающиеся переустройства страны, вырастали и доказывали свою жизнеспособность сначала на местах и лишь затем принимались верховной властью.

Образование – как раз та сфера, в пределах которой спускаемые сверху новшества чаще всего омертвляются и выхолащиваются, зато все, рождаемое живой потребностью ближайшего окружения, способно давать столь же живые ростки.

Такой живой идеей является, безусловно, выношенная многими поколениями российских ученых и педагогов концепция ноосферного образования. Такое название закрепилось за ней сравнительно недавно, но основа ее имеет давнюю и богатую историю. Эта основа – философское представление о ноосфере – сфере разума, связанное со школой В.И. Вернадского, соединяемое с практическим опытом выдающихся педагогов-новаторов. Отметим, что «ноос» в переводе с греческого означает не только разум, но и дух. Отсюда следует, что рассматривать компьютеризацию образования как движение в «ноосферном» направлении – значит не понимать, о чем идет речь. Духовное и одновременно разумное начало несет в себе только человек. И только человек может «заражать» мыслью другого человека. В этом и только в этом состоит суть ноосферного образования.

Идея ноосферного образования не только гуманистическая, но и глубоко практическая. Дело в том, что в условиях переживаемого нами информационного взрыва узкая специализация в образовании теряет всякий смысл. Появление новых технологий и соответственно новых специальностей во всех сферах деятельности происходит с такой скоростью, что система образования, по своей природе достаточно консервативная, обречена на то, чтобы готовить не тех специалистов, которые нужны производству. Как тут не вспомнить бессмертное изречение Козьмы Пруткова: «Специалист подобен флюсу, ибо полнота его одностороння». Преодолеть эту односторонность можно только одним способом: научить человека учиться, то есть самому осваивать необходимую информацию. Умение мыслить может развиться только на основе широких знаний о мире, освоение которых начинается в школе, а завершается в вузе. Кстати говоря, курс на переход к всеобщему высшему образованию – это мировая тенденция, которую невозможно игнорировать. А у нас, напротив, хотят сократить число вузов и студенческих мест.

В Твери апологетом ноосферного образования выступает профессор Георгий Комарницкий, возглавляющий местное отделение Ноосферной академии наук. Он уже не первый год пытается организовать научную общественность, чтобы вместе с нею атаковать власть предложениями по реорганизации образования на региональном уровне. В частности, он предлагает превратить практически умирающий областной институт усовершенствования учителей в институт модернизации образования, а также создать при губернаторе Тверской области Государственно-общественный совет по разработке и реализации стратегии модернизации образовательной деятельности. Есть у него идеи по разработке регионального закона об образовании и еще целый ряд идей, имеющих ту же цель: переориентировать все образовательные учреждения на развитие мыслительных и духовных качеств подрастающего поколения. С этих позиций должны быть оценены и новые образовательные технологии, и достижения лучших педагогов области, и иные новации в сфере образования. Только таким образом можно создать кадровый потенциал для модернизационного рывка – для начала хотя бы в пределах области.

Если решение подобных задач откладывать дальше, то вместе с ними придется отложить и реализацию иных стратегий.

Автор: Сергей ГЛУШКОВ
52

Возврат к списку

более 80% выпускников-целевиков тгму возвращаются работать в црб
На сайте регионального Минздрава можно найти множество вакансий врачей. Центральные районные больницы остро нуждаются в кардиологах, неврологах, акушерах-гинекологах, педиатрах и других специалистах.
26.06.201721:16
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость