19 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 31.08.2011

Ничего вроде бы нет, а Родина есть

Фотограф: Альбом «Тверские художники»

В Вышневолоцком музее открылась выставка Владимира Абрамовича.

Слова, вынесенные в заголовок, были сказаны кем-то из гостей Академической дачи о картинах народного художника СССР Валентина Михайловича Сидорова. Их вполне можно отнести и к выставке члена Союза художников России Владимира Абрамовича, которая открылась в Вышневолоцком филиале Тверского государственного объединенного музея.

Она посвящена юбилею живописца, а потому воспринимается как своеобразный творческий отчет художника. Он родился в Нелидове, сейчас живет в Твери, в последние пятнадцать лет постоянно работает на Академической даче художников имени Ильи Репина, в своей мастерской. А его дипломной работой в Абрамцевском художественном училище был портрет Виктора Васнецова и Василия Поленова, выполненный в технике флорентийской мозаики из мрамора.

В полотнах Абрамовича много простора и воздуха. Приверженец реалистической школы в живописи, он очень точно и подробно выписывает детали, свет и тени, а из всего вместе рождается настроение, которое передается зрителям. Особенно это видно в работах последних лет, посвященных Карелии. Однажды побывав в этом сказочном краю, художник так проникся его суровым очарованием, что стал возвращаться туда снова и снова. Его живопись в чем-то перекликается с прозой замечательного русского писателя Михаила Пришвина.

Но Абрамович не только мастер пейзажа, его портреты и натюрморты так притягивают взгляд, что хочется постоять у картины подольше, чтобы рассмотреть каждую, казалось бы, случайную вещь, но так органично вписавшуюся в сюжет, что без нее произведение утратило бы свою целостность и законченность.

Экспозиция заняла оба выставочных зала музея. Выступая перед друзьями, поклонниками и просто любителями живописи, пришедшими поздравить его с открытием персональной выставки (а это значительное событие в творческой биографии любого художника), Владимир Павлович сказал, что большая часть его работ сейчас на выставке в Москве. Но он гордится тем, что представилась возможность устроить показ картин в музее, залы которого видели много произведений известных мастеров кисти, и познакомить со своим творчеством взыскательную вышневолоцкую публику. Поэтому он постарался представить картины всех основных направлений и жанров. В центре экспозиции триптих, посвященный Великой Отечественной войне. По краям – боевые гимнастерка и каска в окружении очень простых мирных вещей, в середине – портрет матери, озаглавленный «Думы о сыне». Пожилая женщина держит в руке давно выученное наизусть то ли письмо с фронта, то ли похоронку. И во всем ее облике столько тоски! Оказалось, что сам художник считает триптих неоконченным, по его замыслу, в середине будет боевая шинель, которая пока еще не написана, а портрет матери заживет своей самостоятельной жизнью.

Тема Великой Отечественной войны занимает в творчестве художника заметное место. Во втором зале – большое полотно «На Ржевском рубеже. Посвящается воинам, павшим в боях под Ржевом». На нем изображен уцелевший укрепленный дот, поросший травой, а рядом на холме – крест, под которым нашли вечный покой те, кто оборонял эту землю. Абсолютно безлюдная и в общем солнечная картина полна скорби и памяти о подвиге русских солдат.

Владимир Павлович о войне знает только по кинофильмам, книгам и рассказам старшего поколения своей семьи. Он родился в 1951 году, когда страна уже почти поднялась из руин. Его дед родом из Гомеля, он был дистанционным мастером пути на железной дороге Москва–Рига. Так семья Абрамовичей оказалась на станции Нелидово, многие родственники и мать художника работали на железной дороге. В сорок первом в дом деда попала фашистская бомба, по счастливому совпадению там никого не было. Володя вырос в краю, где война оставила много следов, которые постоянно находили предоставленные себе мальчишки, – то утонувший в болоте танк, то упавший в лесу истребитель, а уж оружия и патронов не счесть. Взрослые периодически проводили разоружение детворы, но те скоро вновь обзаводились собственными опасными арсеналами. Зимой мальчишки катались на коньках и лыжах, летом ватагой бегали в лес по грибы-ягоды, купались в заливе реки и рыбачили.

Там и произошла встреча, которая предопределила дальнейшую судьбу Владимира. Только он расположился с удочками на берегу, как заметил неподалеку человека, который сидел на низком стульчике у доски и что-то напевал. Так он познакомился с тверским художником Анатолием Марусевым и потом ходил за ним все лето – удивлялся и исподволь учился видеть окружающую природу глазами живописца. На прощание Марусев подарил ему краски и кисти, но заниматься всерьез рисованием мальчик начал только спустя год, когда школьный учитель организовал изостудию. В школе состоялась его первая персональная выставка рисунков и акварелей. Потом было много выставок – региональных, всероссийских, международных, но ту, после окончания седьмого класса, он считает началом своей творческой биографии. И во всех начинаниях его поддерживала мать – простая полуграмотная женщина, выспитывавшая своих детей в любви и доверии.

Судьба часто благоволила ему. Мальчику не хватило подготовки, чтобы поступить в художественное училище после восьмилетки, зато он справился с экзаменами в Абрамцевское училище спустя год и успешно его окончил. А настоящей профессиональной школой для него стала Академическая дача художников, куда он впервые приехал в юности (в те годы путевки выдавали особо отличившимся молодым художникам в порядке поощрения), а с 1994 года Академичка стала ему вторым домом и мастерской. Он говорит, что ему несказанно повезло, ведь он застал там старшее поколение художников русской реалистической школы, с их уходом дача теряет часть своей души.

Владимир Павлович гордится своим знакомством с Владимиром Федоровичем Токаревым, братьями Ткачевыми. Он дорожит профессиональными советами Юрия Петровича Кугача, который дал ему рекомендацию для вступления в Союз художников России. Несравненным мастером натюрморта был Вячеслав Федорович Шумилов, которого Абрамович считает своим наставником. Все они очень разные, неповторимые и самобытные. И перед художником в начале творческого пути встала задача не подпасть под влияние их таланта, а найти собственный стиль, свою узнаваемую манеру письма и выразительности.

Выставка, на открытии которой мы присутствовали, а многим жителям и гостям города еще предстоит побывать, говорит о том, что Владимир Абрамович с этой задачей справился – перед нами зрелый творец с собственным видением окружающего мира и своей дорогой в искусстве.

Автор: Нина АЗАРИНА, «Вышневолоцкая правда»
595

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость