11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись30.08.2011

Он умел соединять берега

Фотограф: Архив «ТЖ»

и прокладывал стальные пути по земле детства.

Говорят, что «природа отдыхает на детях знаменитых людей». Может быть, и так, но бывают исключения. Три подряд поколения рода Штукенбергов дали России исключительно ярких представителей. Иван Федорович, уроженец герцогства Ольденбургского, вступил на русскую службу в 1807 году и стал со временем знаменитым географом. «Гидрография России» И.Ф. Штукенберга в шести томах, написанная и изданная на немецком языке, переведена почти на все европейские языки (недавно — на португальский), кроме… русского. Его сын Антон Иванович — крупный инженер-путеец, конструктор, строитель мостов, зданий и коммуникаций, а внук Александр Антонович стал профессором геологии Казанского университета.

Антон Иванович Штукенберг родился 15 августа 1816 года в Вышнем Волочке, где тогда жила семья, поскольку отец занимал большую должность в министерстве государственных имуществ и наблюдал за поддержанием и обустройством Вышневолоцкой водной системы. У сына также проявились инженерные наклонности и способности, и он окончил в 1836 году с чином поручика Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге.

Мы почему-то привыкли думать, что все железнодорожное дело в России, кроме Николаевской (Октябрьской) железной дороги, стало развиваться только во второй половине XIX столетия. Но уже во второй половине 1830-х годов, когда строительство стальной магистрали между двумя столицами еще не начиналось, шла трассировка Кругобайкальской железной дороги. Этим и занимался инженер Антон Штукенберг, исследуя параллельно будущие пути в горном Забайкалье. Правда, прошло полвека, прежде чем его изыскания пригодились при строительстве Транссиба, которое возглавил министр путей сообщения России, бежецкий дворянин князь Михаил Хилков.

«Кругобайкалку» называли «Золотой пряжкой стального пояса России». Она существует и поныне, являя собой уникальный памятник инженерного искусства и одну из живописных достопримечательностей Прибайкалья. Эта железная дорога проходит по Олхинскому плато вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от города Слюдянка до поселка Байкал. Вплоть до 1949 года она была участком Транссибирской магистрали, но затем построили дублирующий участок, ставший основным. В процессе создания Иркутского водохранилища был полностью затоплен большой отрезок дороги, шедший по берегу Ангары. Ныне участок «Кругобайкалки» является архитектурно-ландшафтным заповедником в Прибайкальском национальном парке.

Работая в Прибайкалье, молодой инженер близко познакомился и даже подружился с некоторыми декабристами. Когда в 1855 году умер Николай Бестужев, Антон Штукенберг писал о друге без оглядки на цензуру: «И снова, пока на Руси такие люди будут изнывать в темной неизвестности, окруженные или крепостными стенами, или пустыней, а бездарные всем двигать, не идти ей, родимой, вперед, а только сидеть сиднем… в ожидании, что Бог даст ноги». Как мы видим, Бог ноги пока не дал.

По возвращении из сибирской командировки Антон Иванович получил назначение участвовать в работах по исправлению Вишерского канала Вышневолоцкой водной системы. Малая родина какой-то невидимой силой притягивала его всю жизнь, даже когда он не прилагал к этому никаких усилий. Вишерский канал служил для спрямления пути из реки Мсты в реку Вишеру (приток Волхова), минуя озеро Ильмень. Задумывался он давно, построен был в начале царствования Николая I, но вскоре потребовал инженерных исправлений. Начинается канал в 27 км выше устья Мсты у деревни Боры, а заканчивается в деревне Савино на Вишере. В настоящее время для судоходства он не используется, а во времена Штукенберга и благодаря его инженерной мысли канал являлся важнейшим участком Вышневолоцкой водной системы, если иметь в виду сокращение расстояния, а также безопасность плавания и перевозки грузов.

В 1842—1849 годах Антон Иванович исследовал направление Николаевской железной дороги, соединившей стальными путями Санкт-Петербург с Москвой, и строил ее центральную часть. И вновь поразительное совпадение: ему был поручен участок от станции Вышний Волочек до станции Калашниково, то есть земля его детства. После официального открытия Николаевской железной дороги А.И. Штукенберг управлял на ней движением на протяженном участке от станции Окуловка в Новгородской губернии до станции Спирово в Тверской губернии.

В 1855—1857 годах Штукенберг занимался устройством военных железных дорог в Крыму — и во время Крымской войны, и после ее окончания. С этого времени на протяжении 30 лет, вплоть до кончины, Антон Иванович служил почти исключительно в Санкт-Петербурге на солидных должностях в ведомстве путей сообщения. Но кабинетной и инспекторской работой он не ограничивался: пригодился и талант инженера-конструктора. В 1859 году по его проекту был перестроен Каменноостровский мост через Малую Невку, соединяющий Аптекарский и Каменный острова в створе Каменноостровского проспекта. Арочные конструкции он заменил балочными, и мост конструкции Штукенберга простоял после этого почти сто лет, претерпевая лишь изменения, связанные с его усилением при увеличении нагрузки на опоры.

В должности старшего техника при Санкт-Петербургской городской управе Штукенберг принимал деятельное участие в работе комиссии по устройству постоянного моста через Неву в центре города, соединившего Литейный проспект с Выборгской стороной. Красавец мост был торжественно открыт 30 сентября 1879 года. Один из шести пролетов Литейного моста был разводным и открывался как «калитка» — уникальный вариант для невских мостов. Разводка моста происходила вручную: восемь рабочих вращали ручной ворот. Он долгое время оставался единственным, освещавшимся электрическими фонарями, изобретением П.Н. Яблочкова.

Последней крупной работой А.И. Штукенберга стали проектирование и строительство Большого Крестовского моста, соединившего Петроградский и Крестовский острова через Малую Невку. Деревянный 11-пролетный мост его конструкции на деревянных опорах с разводным пролетом посередине имел длину 126 м при ширине 18 м. Только в 1949—1951 годах мост был перестроен, причем не столько из-за технического состояния, сколько из-за его положения на важной транспортной магистрали, ведущей к паркам, стадионам, водным базам, домам отдыха и санаториям.

Антон Иванович Штукенберг умер 7 марта 1887 года. Помимо практической деятельности он остался в истории инженерного дела и опубликованными научно-техническими трудами, которые выходили в основном в «Журнале Главного управления путей сообщения» и затрагивали вопросы железнодорожного и гражданского строительства, отопления, водоснабжения и канализации. Он перевел некоторые труды своего отца, написал и издал очерк его деятельности и биографию. Сборник стихов «Осенние листья» (1866) не стал событием в литературе, а вот вышедшие после смерти мемуары на основе дневника, который он вел полвека, и ныне читаются как хорошая документальная проза.

Мемориальная доска на вокзале станции Вышний Волочек была бы хорошей данью памяти талантливого инженера и нашего земляка на его родине.

Автор: Иван ТОРОПЕЦКИЙ
37

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию