28 Апреля 2017
$56.97
62.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура26.08.2011

Олег Лавров: Своими спектаклями я хочу ударить зрителя по нервам

Фотограф: Кимрский театр драмы и комедии

Совсем скоро в драматических театрах области начнется новый сезон.

Совсем скоро в драматических театрах области начнется новый сезон. Некоторые труппы уже приступили к работе, другие на днях начнут репетиции будущих премьер.

В преддверии очередного сезона при содействии департамента культуры Тверской области мы встретились с художественным руководителем Кимрского театра драмы и комедии народным артистом России Олегом ЛАВРОВЫМ и поговорили о театре прошлом и нынешнем, о запросах современного зрителя и о репертуарной политике кимрской труппы.

– Олег Алексеевич, вы уже больше двадцати лет возглавляете Кимрский театр драмы и комедии. Кимры не самый большой город в Тверской области, но с 1942 года здесь работает театр. Как вы думаете, есть ли разница существования театра в таких, как Кимры, небольших городах и столицах?
– Конечно, есть разница, и она огромная. В мегаполисе больше зрителей, и принципиальные, глубокие спектакли идут на сцене много лет. В этом плане мы завидуем большим театрам, потому что, когда ставишь какую-то принципиальную вещь, вещь наболевшую, хочется ее играть подольше. К сожалению, такой возможности в провинциальных театрах практически нет, и зачастую приходится чаще, чем хотелось бы, ставить комедии.

– Насколько велика любовь жителей Кимр к театру? Знаю, что у вас никогда не бывает пустых залов, что как раз и показывает интерес публики.
– Знаете, может быть, вам покажутся наивными мои ощущения, но многие годы наш зритель воспитывался на хорошей драматургии – это и Горький, и Чехов, и Леонид Андреев. Сейчас я ставлю спектакль по пьесе Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?». Зритель хочет не только развлечений, он хочет видеть спектакли, которые заставляют задуматься о себе, о жизни, о судьбе. Думаю, наш зритель воспитан театрально.

– Вы и сами воспитаны в театре.
– Да, папа служил в театре, с мамой он познакомился за кулисами этого театра, и первые мои впечатления связаны именно с Кимрским театром 1950-х годов. Эти впечатления, быть может, несколько ностальгические: театр был тогда наивным, но очень искренним, душевным, теплым.

– Сейчас по-другому?
– По-другому. К тому же на расстоянии всегда иначе все смотрится, прошлое оценивается в положительном ключе. Театр пятидесятых годов был более безыскусным, сейчас все-таки ты стремишься к форме, к сложным вещам, о которых в прежнее время ты бы даже и не мечтал.

– Вы сказали, что ставите спектакли, которые заставляют зрителя задуматься…
– И задуматься, и в то же время какими-то спектаклями я хочу ударить зрителя по нервам. К таким постановкам относится, например, «Желтый кошелек с бисером по окоему», один из самых любимых моих спектаклей. В нем звучит очень современная для русского человека тема – тема алчности. Умирает старуха, и близкие родственники приезжают делить ее наследство. Жанр его я определил как «старинная русская потеха», хотя это трагикомедия, даже трагедия. И когда зритель приходит, то иногда просто недоумевает: почему старинная русская потеха? А потому что, к сожалению, в людях часто над родственными чувствами, над порядочностью и добротой берут верх совершенно иные чувства и стремления... И этим спектаклем я пытаюсь зрителя раскачать.

– У вас очень интересный подход к жанровому определению своих спектаклей. «Желтый кошелек» – старинная русская потеха, «Синий платочек» – представление. Почему вы не используете традиционные наименования: комедия, драма?
– Мне не хочется определенности, мне хочется, чтобы зритель вынес с каждого спектакля что-то свое. Вообще я бы все постановки определял как представление, потому что я люблю в театре представление, чтобы это было ярко, театрально, в каких-то спектаклях изысканно. Форма представления меня абсолютно устраивает.

– Ваш спектакль «Таланты и поклонники» очень эффектно смотрится, вы назвали его «снами о театре».
– Спасибо. Этим спектаклем мне хотелось выразить ностальгию по прошлому, традиционному театру.

– По театру Островского?
– Конечно, хотя я люблю театр формы и всегда к нему стремлюсь, с удовольствием ставлю и играю в таких спектаклях.

– В прошлом сезоне в театре появились три новые постановки: «Любовь до потери памяти», «Не такой, как все» и «Мужской род, единственное число». Какое место они заняли в репертуаре?
– К сожалению, эти спектакли рассчитаны на кассу, и я не уверен в том, что они занимают значительное место в репертуаре. Мне бы все-таки хотелось ориентироваться на глубокую драматургию. Но за последние годы зритель изменился, по сравнению даже с девяностыми годами. Он стал более потребительски относиться к театру. Кто-то придумал формулу: театр должен обслуживать. Театр не должен обслуживать! Театр должен увлекать, завлекать, привлекать, завораживать, но никак не обслуживать: обслуживают супермаркет, баня, парикмахерская, но никак не театр. Но, увы, существует конфликт: либо касса, либо то, что ты по-настоящему хочешь сделать, чем хочешь поделиться со зрителем.

– Пьеса Тома Стоппарда «Входит свободный человек», над которой вы работаете, из числа тех, которыми хочется поделиться?
– Это глубочайшая драматургия! К сожалению, по некоторым техническим причинам мы ее отложили на некоторое время, сейчас занимаемся Олби, потрясающей пьесой «Кто боится Вирджинии Вулф?». Темы в ней глубочайшие затронуты: разобщенность людей в сегодняшнем мире и при этом яростное стремление людей друг к другу, порой на грани ненависти. Когда мы поставим Стоппарда, то, возможно, автор приедет на премьеру спектакля, по крайней мере договоренность такая есть.

– Что вы готовите в грядущем сезоне?
– Мы откроем сезон «Желтым кошельком с бисером по окоему». Причина такого выбора проста: в сезоне труднее играть сложные спектакли, труднее зрителей собрать, поэтому все серьезное мы стараемся выдать в самом начале. Потом пойдут шлягеры. Запланирован Стоппард, если удастся, поставим «Последние» Горького. Названий много, они есть, только когда придет их время, вот вопрос.

Нет театра провинциального и театра столичного – это мое глубочайшее убеждение. Есть одно понятие – театр, и к этому театру мы стремимся всеми способами: и за счет убранства зала, за счет определенной атмосферы в нем, за счет взаимопонимания внутри коллектива, потому что вся атмосфера, которая создается и актерами, и работниками технических цехов, передается в зрительный зал. Это очень важно.

– Олег Алексеевич, желаю вам успехов, будем надеяться, что премьер будет много и они будут разными.
– Человек живет надеждой, спасибо.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
31

Возврат к списку

Фронтовые дороги ведут в Ржев
25 марта 2017 года. Идет подготовка к Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт» у деревень Есемово и Кокошкино. Отряды приезжают на политую кровью землю – предстоят полевые работы. У деревни Полунино московские поисковики находят останки красноармейца.
26.04.201722:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию