18 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Детская 18.08.2011

Лежачего не бьют

Когда в семье появляется первоклассник, учатся все.

Чтобы учение было ребенку в радость, психологи советуют родителям запастись прежде всего терпением и придерживаться некоторых правил.

Не требуйте невозможного
Это первое правило. Закрепление нового навыка требует немалого времени. Например, чтобы усвоить материал, ему понадобится 50 – 200 повторений с обязательными интервалами между ними. Память и внимание у всех разные. Родительские охи и ахи типа «Вася уже выучил, а ты, балбес такой, не можешь двух слов связать…» принесут больше вреда психическому состоянию ребенка, нежели похвала. Чтобы оценить состояние ребенка в тот момент, когда вы его ругаете за недоходчивость и неумение запомнить стих с трех раз, попробуйте поставить себя на его место. Представьте, что начальник приказал вам за ночь выучить китайский язык, иначе уволит. Примерно такой же стресс получает и ваше чадо. Пусть он соревнуется сам с собой: «Какой ты молодец! Сегодня у тебя гораздо лучше получается, чем вчера!»

Со временем придут новые навыки, привычка не отвлекаться, слушать и мысленно рисовать себе картину того, о чем говорит учитель. А пока трудно то, что непонятно. А вот на что нужно обратить внимание, так это на обучение ребенка пользованию словарями, энциклопедиями и прочей справочной литературой – конечно, с учетом возраста. Анализируйте и рассуждайте вслух, вместе разбирайте жизненные ситуации. Это принесет свои плоды – ребенок научится думать.

Второе правило – не бей лежачего. Плохая оценка, расстроившая первоклашку, уже сама по себе наказание, и не стоит лишний раз попрекать его. Чтобы избавить ребенка от недостатков, психологи рекомендуют замечать их как можно реже. Если все попреки обрушить сразу, ситуация станет неуправляемой.

По возможности выберите из множества недостатков тот, который для вас сейчас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.
Третье правило – не нужно гнаться за семью зайцами. Беритесь преодолевать вместе те учебные трудности, которые наиболее значимы для ребенка. Если беспокоит скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности и т.д.

Хвалить исполнителя, а критиковать – исполнение
Это правило специалисты выделили как центральное. Учитель оценивает работу по школьным нормам. Ребенок любую оценку воспринимает глобально, считая, что оценивают всю его личность. Поэтому самое сложное правило – оценка родительская и школьная отметка не должны совпадать! Родителям следует сравнивать в первую очередь сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не ориентироваться только на оценку учителя. И не скупиться на похвалу. Она способна заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Нет такого неудачника, которого не за что было бы похвалить. Важно в море ошибок, на которые, кстати, ребенок имеет полное право, находить островок успеха, на котором смогут укорениться детская вера в себя и успехи в учебе.

Когда уместна тревога родителей?

● Полное отсутствие интереса ребенка к учебе, вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков.
● Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
● Делает уроки только «из-под палки».
● Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов.
● Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.

Кстати

Психолог K.Steede предлагает к рассмотрению 5 типов родителей и их типичные ответы своим детям. 1. Авторитарные родители, которые боятся потерять контроль над своим ребенком.
Как правило, они используют систему приказов и угроз, чтобы заставить ребенка что-нибудь сделать. Они уделяют очень мало внимания истинным потребностям ребенка, действуют с позиции силы.
2. Родители, которые чувствуют свою вину (осознанно или нет).
Они демонстрируют, что они умнее и опытнее ребенка, и придают любым действиям малыша отрицательную окраску.
3. Родители, преуменьшающие проблемы.
Такое поведение очень легко входит в привычку, тем более что очень многие взрослые склонны считать, что детские проблемы «яйца выеденного не стоят».
4. Родители, которые читают лекции.
Такие родители все время пытаются научить чему-нибудь ребенка, исходя из собственного богатого опыта.
5. Чересчур внимательные родители.

Для нормального эмоционального развития детям необходимо чувствовать любовь и заботу родителей. Но «передоз» заботы может стать причиной возникновения большого количества проблем. В нашем современном обществе ребенок является центром семьи, становится важнейшей ее составляющей. Ребенок в таких условиях просто не имеет возможности сталкиваться с трудностями и учиться их преодолевать.

Учитель – новый авторитет
Со школьного порога начинается новая жизнь как у детей, так и у родителей. Родительский авторитет чуть пошатывается, уступая место учительскому, слово педагога на какое-то время становится важнее. И тут главное – не наделать глупостей из-за губительной ревности. Нельзя обсуждать отношение учителя к ребенку в его присутствии. Например, мама папе может пожаловаться (увы, такое случается на каждом шагу), что «Марья Иванна недооценивает способности нашего умника… Сама она ничего не понимает…» Или что-то вроде того. После нелицеприятных оценок самых родных людей в адрес педагога (будь он трижды не прав) ребенок может повести себя непредсказуемо.

Играть не запрещается
«Ну вот, скоро ты станешь ученицей! – радостно сообщает мама своей дочурке. – Теперь ты должна спрятать своих кукол. У тебя появятся другие заботы и совсем другие игрушки». Улыбка с лица девчушки медленно сползла. Она еще крепче прижала к себе свою куклу. А мама с издевкой продолжает свой монолог: «Ты же уже взрослая! Стыдно играть в куклы. Тебя же засмеют твои будущие одноклассники». «Я не хочу в школу!» – заплакала дочка. Вот так, одним махом, можно с корнем вырвать желание ребенка учиться. А ведь так хорошо все начиналось: новая форма, новый ранец, учебники… Как продолжение игры.

Поступление в школу, конечно, существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости и игры, считают психологи. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр. Как и должно остаться что-то личное, сокровенное. Пусть даже те же куклы – чем они плохи? Ведь со временем игра качественно меняется. Сначала девочка куклу качает, кормит, а станет старше – будет шить для нее наряды. Появятся совершенно новые навыки. И для уроков время останется при правильном режиме.

Кстати, лучшим временем для приготовления уроков считается 15 – 16 часов, через каждые 25 – 30 минут – перерыв. Необходимо также учитывать закономерности работоспособности ребенка: дать время собраться, сосредоточиться – 3 – 5 минут (не торопите ребенка в этот момент, лучше поговорите с ним о чем-то отвлеченном), не требовать приготовления всех заданий в один присест. Если видите, что ребенок отвлекается, крутится, потягивается, – дайте ему возможность передохнуть. Начинайте выполнение домашней работы с самого легкого предмета, затем переходите к выполнению самого трудного, а потом все остальное.

Специальными исследованиями установлено, что продолжительность непрерывного чтения в 6 лет не должна превышать 8 минут, а в 7 – 8 лет – 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма – 3 минуты. Не забывайте о перерывах.

И помните: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.

Автор: Наталья РАЧЕНКОВА
17

Возврат к списку

Тверь отпраздновала 76-ю годовщину своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков
16 декабря в 11 утра, преодолев мощное сопротивление противника, батальон под командованием старшего лейтенанта Степаненко пробился в оккупированный Калинин со стороны силикатного завода. Вслед за ним по соседним улицам с боями прорывались части под командованием майора Второва. А с юга с боем вошли в город правофланговые части 256-й стрелковой дивизии.
16.12.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость